Уголовное дело на Дарью Трепову и Дмитрия Касинцева завели после того, как 2 апреля во время встречи пропагандиста с подписчиками Трепова передала ему статуэтку, начиненную взрывчаткой — та взорвалась у него в руках. Татарский погиб, несколько десятков человек пострадали. Сама Трепова утверждает, что ее подставили и она не знала, что в статуэтке взрывчатка — девушка считала, что передает Татарскому прослушивающее устройство.
2-й Западный окружной военный суд на выездных заседаниях в Петербурге начал рассматривать это уголовное дело 15 ноября, и с тех пор заседания проводились почти каждый будний день. Лишь после восьмого заседания в судебном следствии был объявлен долгий перерыв из-за госпитализации второго обвиняемого Дмитрия Касинцева. Рассмотрение дела продолжилось спустя две недели.
Суд уже допросил потерпевших по делу — тех, кто тоже пострадал от взрыва. Прошло также несколько допросов свидетелей, но большинство из них не смогли явиться в суд, были оглашены прокурором Тихоновой.
На одном из заседаний по видеоконференцсвязи была допрошена эксперт-психолог Заковряшина, которая составляла психологический портрет Дарьи Треповой после ареста. Протокол обследования психолог уничтожила в силу «правил хранения этого документа».
При этом психолог оценивала не только психологический портрет Треповой, но и «предназначение статуэтки», что адвокат Треповой Даниил Берман посчитал выходом за пределы ее компетенции. К тому же Заковряшина не была должным образом уведомлена о своих правах и уголовной ответственности перед встречей с Дарьей, а это нарушение УПК.
На прошлое заседание в суд в очередной раз не явился ни один из вызванных свидетелей. Прокурор все заседание оглашала материалы дела — выяснилось, что следователи изъяли телефоны на изучение даже у потерпевших.
Сегодня в суд явился только один свидетель — Олег Литвинов. Свидетельница Лесных обратилась в суд с просьбой огласить ее показания, данные на этапе следствия, так как явиться в суд она не может из-за занятости.
Судья Жидков сказал, что с еще несколькими свидетелями судебные приставы пытались связаться для вручения повестки, но не смогли их найти — эти неназванные свидетели не проживают по месту регистрации и не отвечают на звонки.
Прокурор Надежда Тихонова начинает допрос. Свидетель Олег Литвинов сейчас работает в отделе безопасности лизинговой компании. В момент начала следственных действий по делу Треповой и Касинцева был оперуполномоченным ГУ МВД в Петебурге.
3 апреля он участвовал в поквартирном обходе дома, где живет Дмитрий Касинцев — опергруппа выехала туда, когда получила сведения, что Дарья Трепова приехала по этому адресу.
Показания свидетеля в общих деталях соответствуют показаниям других силовиков, которые участвовали в поквартирном обходе дома — например, Андрея Севастьянова и Антона Христенко.
Получив оперативную информацию, что Дарья Трепова находится именно в этом доме, силовики приехали и начали поквартирный обход. С Дмитрием Касинцевым они общались дважды — молодой человек дважды им ответил, что «проживает один».
Но показания Олега Литвинова не совпадают со словами другого оперативника, который участвовал в задержании Треповой в квартире — Романа Романюка.
По словам Романюка, Дарью Трепову вместе с большим желтым чемоданом обнаружили в шкафу в комнате Касинцева. Олег Литвинов же рассказал, что Трепову нашли на кухне — зайдя туда, Литвинов якобы увидел на полу матрас, накрытый простыней. Под этой простыней он и обнаружил Трепову, при которой не было никаких личных вещей.
Отвечая на уточняющие вопросы самого Касинцева и его адвоката Коневой, Литвинов рассказал, что при общении с оперативниками Касинцев заметно нервничал, «у него тряслись руки». Литвинов также сказал, что, когда молодой человек все же впустил оперативников в квартиру, он сказал, что ему «нужно подышать», и вышел на балкон.
Теперь прокурор оглашает показания свидетеля Алины Лесных, данные на этапе следствия. Ей была вручена повестка на сегодняшнее заседание, но она направила в адрес суда письменную просьбу огласить протокол допроса в ее отсутствие.
Алина Лесных замдиректора ООО «СДЭК-Глобал» в Москве. На допросе она рассказала, про посылку, отправленную 27 марта из поселка Сосенское. Посылку отправляла девушка в бейсболке, которая закрывала ее лицо. При этом Лесных по просьбе следствия удалось найти запись с камер наблюдения в отделении от другой даты, когда та же девушка приходила без головного убора и лицо не прятала.
При этом в протоколе этого допроса не говорится, что свидетельница узнала в упомянутой девушке Дарью Трепову.
Уже больше 40 минут прокурор Надежда Тихонова зачитывает протоколы выемки разных предметов с места происшествия, а также личных вещей потерпевших, изъятых у них в больницах, куда они были госпитализированы после взрыва.
В основном прокурор перечисляет предметы одежды и детали интерьера со следами крови, бутылки из-под пива, а также осколки, которые врачи достали из потерпевших.
Также медленно и долго гособвинительница оглашает протоколы выемки и осмотра выдеозаписей, которые подтверждают те или иные перемещения Дарьи Треповой: видео с городских камер, с камер в магазинах и салонах связи, в кафе Street Food Bar № 1, а также в салоне красоты, где Дарья делала укладку.
Прокурор Тихонова продолжает оглашать материалы дела. Судья Жидков попросил ее пользоваться микрофоном. Тихонова упоминает выемку 12 полимерных банок с изъятыми из тела Татарского осколками и выемку образцов его крови в Бюро судебной медико-криминалистической экспертизы. Далее прокурор перечисляет осмотры смывов с рук потерпевших и извлеченных из их тел осколков.
Потом она рассказывает о предметах, изъятых из квартиры на Василеостровской: волосы и расчески, резинка для волос, ватные палочки, банки, краски и кисточки, банки от энергетиков, три гипсовых бюста и чемодан желтого цвета, пузырчатая пленка, одежда, книги, тетради, договор найма жилого помещения, ароматические благовония.
Тихонова перечисляет осмотры разных предметов, изъятых из кафе Street Food Bar №1, где произошел взрыв: липкие ленты, паспорт, связка ключей, рюкзак, шапка, фотоаппарат, одежда из гардероба.
Прокурор Тихонова рассказывает, что во время следствия осматривали телефоны потерпевших. На телефоне посетителя Андрея Галиева нашли шесть видеозаписей встречи с Татарским, последняя была сделана в 17:47.
Другие потерпевшие тоже записывали видео, говорит прокурор, последний упомянутый ей ролик был сделан в 18:11 — когда Татарский распаковывал статуэтку.
Прокурор рассказывает об осмотре телеграм-канала «Осколки святых чудес», который, по версии следствия, Трепова вела с февраля 2022 года по апрель 2023 года. Записи, удаленные после взрыва, подтверждают, что Трепова и раньше бывала на встречах с Татарским.
Также в материалах дела есть осмотр видео взрыва, опубликованного в телеграм-канале ВЧК-ОГПУ. Далее прокурор Тихонова упоминает осмотр поста в телеграме-канале журналиста Романа Попкова, в котором он говорит о знакомстве с Треповой и критикует Татарского. Кроме того, следствие изучило интервью Попкова ютуб-каналу «Вот так» об убийстве Z-блогера. В ролике Попков рассказал, что общался с Треповой в соцсетях о журналистике.
Прокурор Тихонова дошла до оглашения результатов амбулаторной комплексной психолого-психиатрической экспертизы Треповой. Суд поставил вопрос об оглашении этих данных в открытом судебном заседании. Прокурор попросила закрыть заседание в этой части, потерпевшая и обвиняемые поддержали. Суд определил исследовать экспертизу в закрытом заседании из-за врачебной тайны, слушатели и пресса покинули зал.
Как рассказал корреспонденту «Медиазоны» один из приставов, после оглашения в закрытом режиме результатов амбулаторной комплексной психолого-психиатрической экспертизы Дарьи Треповой, суд объявил перерыв 15 минут.
Через несколько минут после этого Дарью начали конвоировать обратно. По пути в зал заседаний Трепова возмущено рассказывает конвоиру про только что оглашенную экспертизу — деталей не слышно, но она, очевидно, недовольна.
Долго и медленно прокурор Тихонова зачитывает билинги очень многих номеров телефонов, большинство из них использовались, по мнению следствия, Дарьей Треповой или Юрием Денисовым. Многие номера использовались только для пользования приложениями, вроде «Яндекс» или QIWI-Кошелька.
Так как транзакции по кошельку и история заказов такси по этим номерам совпадают с действиями и перемещениями Треповой, следствие считает, что «она использовала номера в период выполнения теракта и не использовался их в повседневной жизни — то есть в целях конспирации».
Детализация звонков одного из номеров, который следствие связывает с Юрием Денисовым, говорит о том, что номер использовался на границе с Латвией. В Латвии, по данным следствия, живут дети и бывшая жена Денисова.
Прокурор зачитала также информацию о движении средств на банковских счетах Дарьи Треповой и Юрия Денисова.
Операции на их счетах подтверждают информацию, которую установило следствие. Со своего счета Юрий Денисов оплачивал покупку автомобиля Александра Ханджи, а также оплачивал услуги риелтора Марины Шевченко и платил за квартиру арендодателю Александру Зайцеву.
Дарья Трепова со своего банковского счета оплачивала поездки на такси, поездку на Blablacar, печать открыток для магазина «Листва», а также съемную квартиру в Петербурге.
С февраля по марта Трепова через Binance получила и вывела на свой счет в «Тинькофф-банке» около 102 тысяч рублей.