Козыреву задержали 24 февраля — в годовщину войны она наклеила на памятник Тарасу Шевченко листок с цитатой из его стихотворения «Завещание»: «Поховайте та вставайте /Кайдани порвіте / І вражою злою кров’ю / Волю окропіте!».
Через три дня девушке предъявили обвинение в «дискредитации» армии (часть 1 статьи 280.3 УК) и отправили ее в СИЗО. Петроградский районный суд закрыл заседание по избранию меры пресечения из-за возможности «разглашения тайны следствия и государственной тайны».
В конце декабря Московский районный суд Петербурга оштрафовал Козыреву на 30 тысяч рублей по аналогичной административной статье о «дискредитации» военных (часть 1 статьи 20.3.3 КоАП). Поводом для этого стал пост во «ВКонтакте», написанный в марте 2022 года. Он был посвящен принятию в России законов о военных «фейках» и «дискредитации» армии. В публикации петербурженка рассуждала об империалистической природе войны.
В объяснениях к протоколу она написала: «Что мертво, умереть не может. Эту армию невозможно задискредитировать, ибо она прекрасно сумела задискредитировать себя сама. Козырева Д. "виновата" лишь в том, что констатировала факт несправедливой кровавой и преступной бойни».
В декабре 2022 года на тогда еще 16-летнюю Козыреву составили протокол о «дискредитации» армии из-за граффити, которое она сделала на Дворцовой площади (часть 1 статьи 20.3.3 КоАП). Школьница написала «Убийцы, вы разбомбили его» на сердце с надписью «Мариуполь».
Инсталляцию стоимостью более 1 млн рублей демонтировали и вернули на площадь «после очистки». Через месяц она пропала — власти отчитались, что скульптуру убрали «планово».
2 августа стало известно, что Дарье Козыревой добавили новое уголовное обвинение по той же статье о «дискредитации». Как сообщала группа поддержки, в основу нового эпизода обвинения легло интервью Дарьи «Север.Реалии», которое уже удалено из публичного пространства.
В 2023 году стало известно, что на Козыреву завели дело об умышленной порче имущества (часть 1 статьи 167 УК). Однако с тех пор силовики не провели никаких следственных действий по этому делу. В январе Козырева сообщила, что ее отчислили из СПбГУ — вуз сослался на пункт устава о запрете нарушения российского законодательства.
Судья Дмитрий Оврах открывает заседание.
Перед началом рассмотрения дела адвокат Дарьи Козыревой Рафаиль Поляков просит исключить из дела часть доказательств обвинения. Он считает, что изъятые у Дарьи фломастеры и листовка с текстом про выборы приобщены к делу в обход процессуальных норм — следствие никак не доказало, что надпись на листовке сделана именно изъятыми фломастерами, просто установило «цветовую гамму».
Также Поляков настаивает, что психолого-лингвистическая экспертиза проведена с нарушениями — выводы экспертов со стороны обвинения адвокат тоже просит исключить.
«Поддерживаю абсолютно своего защитника. В этой ситуации выражается даже не то чтобы несправедливость ко мне, а в целом отражение ситуации у нас в стране. УПК дает нам широкий простор для реализации своих прав, а в итоге все получается через одно место. Что, впрочем, совершенно типичная ситуация для России.
Хотелось бы еще добавить, что за формулировку [из обвинительного заключения] "фотография мужчины в черном костюме, весящем (через "Е"!) на веревке" — всех бы поувольняла и отправила бы в школу доучиваться!» — расмеялась Козырева в ответ на вопрос судьи, поддерживает ли она ходатайство адвоката Полякова.