Вечером 22 марта несколько человек с автоматами ворвались в концертный зал «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске — они открыли стрельбу по посетителям, а потом подожгли здание. Очевидец сообщил «Би-би-си», что террористы бросали бутылки с зажигательной смесью. Через несколько часов СК возбудил дело о теракте.
Утром 23 марта глава ФСБ Александр Бортников доложил Путину о задержании 11 человек в связи с терактом. Восемь фигурантов дела уже арестованы.
24 марта Басманный районный суд Москвы санкционировал арест 32-летнего Далерджона Мирзоева, 30-летнего Саидакрами Муродали Рачабализоду, 25-летнего Шамсидина Фаридуни и 19-летнего Мухаммадсобира Файзова. Всех четверых сотрудники ФСБ привезли в суд со следами пыток.
25 марта суд отправил в СИЗО еще трех человек: бывшего владельца белого «Рено», на котором скрылись террористы, Диловара Исломова, а также его брата Аминчона и отца Исроила Исломова. Все трое сами приехали в полицию, когда увидели в новостях недавно проданную ими машину.
26 марта суд арестовал Алишера Касимова — мужчину, сдавшего квартиру одному из предполагаемых исполнителей теракта. «Он простой человек верящий, всем верит. Он всегда людям хотел помогать! Через "Авито" это выложил… Про парня этого ничего не знал! Я ему всегда говорила, русским сдавай…», — сказала после суда мать Касимова.
Перед началом заседания пресс-служба Басманного суда уточнила, что девятого обвиняемого зовут Назримад Лутфуллои.
Как и все остальные фигуранты дела, он обвиняется по статье о теракте (пункт б части 3 статьи 205 УК), ему грозит до пожизненного заключения.
Судья Тимур Вахрамеев открывает заседание.
Только после приветствия от переводчика Лутфуллои выпрямляется. Судья Вахрамеев предлагает обвиняемому отвечать самому, если он понимает по-русски, но тот все же общается с судом через переводчика.
Назримаду Лутфуллои 24 года, он родился в Таджикистане, холост, детей нет, ранее не судим. У него высшее образование, до задержания жил в хостеле недалеко от метро Щелковская.
Руководитель следственной группы по делу о теракте Кузнецов просит выгнать журналистов из зала под предлогом обеспечения безопасности родных и близких участников процесса и тайны следствия.
Назначенный государством адвокат поддерживает ходатайство, сам Лутфуллои не возражает.
Прессу выводят из зала.
25 марта Преображенский суд арестовал Назримада Лутфуллои на 15 суток.
Точная дата задержания Лутфуллои неизвестна. Но через три дня после теракта, 25 марта, мужчину арестовали на 15 суток под предлогом протокола о мелком хулиганстве (часть 1 статьи 20.1 КоАП).
В постановлении утверждалось, что вечером 23 марта Лутфуллои остановили «при проверке лиц на причастность к совершению диверсионно-террористического акта в "Крокус Сити Холл"», а он отказался предъявить документы и стал «вести себя вызывающе».
Неизвестно, действительно ли сопротивлялся мужчина при проверке документов. В российских силовых ведоствах широко распространена практика, когда задержанным вначале назначают административные аресты под надуманным предлогом, а уже потом против них возбуждают уголовные дела.
В постановлении суда об административном аресте при этом говорится, что Лутфуллои на заседании подтвердил версию силовиков о своем задержании.
Одновременно с сегодняшними арестами в Басманном районном суде выстраиваются очереди из иностранцев, которых полицейские привозят на заседания по административному выдворению из России.
Корреспондент «Медиазоны» услышал, как один из задержанных иностранных граждан пожаловался, что судья вынес в его отношении решение о принудительном выдворении.
— Почему у меня принудительное, а у кого-то самостоятельное? — спросил задержанный у полицейского, который привез его в суд.
— Ну, это от судьи зависит, — ответил полицейский.
— Что ж вы меня к нормальному судье не отправили?!
Адвокат Назримада Лутфуллои по назначению Маргарита Хорева сказала SotaVision, что ее подзащитный «нормально себя чувствует, никто к нему пытки не применял».
Через полтора часа после решения суда о мере пресечения девятому обвиняемому Следственный комитет опубликовал пресс-релиз об этом аресте.
Ведомство так и не указало, какую, по его мнению, роль Назримад Лутфуллои играл в теракте.
При этом в пресс-релизе СК утверждается, что при подготовке нападения обвиняемые использовали телеграм, об этом, как утверждается, на допросах говорили сами обвиняемые.
«Их действия, как на этапе подготовки, так и после вооруженного нападения в "Крокус Сити Холле", путем голосовых сообщений через мессенджер "Телеграм" координировал мужчина, который представился им под псевдонимом», — пишет ведомство и настаивает, что «координатор» после теракта направил террористов в Киев, где их якобы ждало обещанное вознаграждение.