Уголовное дело из-за антивоенной статьи «Им хотелось фашизма. Они его получили» на Олега Орлова возбудили еще в прошлом году, суд рассмотрел это дело. 11 октября Головинский районный суд Москвы приговорил правозащитника к штрафу в 150 тысяч рублей. Позднее прокуратура обжаловала приговор, потребовав назначить ему три года лишения свободы. 14 декабря представители обвинения заявили, что в деле упущен мотив политической и идеологической ненависти. Мосгорсуд согласился и вернул материалы для повторного расследования.
В конце января СК завершил повторное расследование по этому делу и нашел «отягчающее обстоятельство» — по мнению силовиков, сопредседатель «Мемориала» опубликовал антивоенную статью, руководствуясь мотивами вражды «против традиционных российских духовно-нравственных и патриотических ценностей» и ненависти к российским военнослужащим.
В новой экспертизе обвинения говорится, что в тексте Орлова Вооруженные силы России «характеризуются как связанные с геноцидом, убийством людей, уничтожением инфраструктуры, экономики и объектов культуры» и «преступные, направленные против существующего строя или нарушающие существующий порядок». Также в экспертизе говорится, что в тексте Орлова никак не обоснована « необходимость противодействия использованию ВС РФ», зато «содержится отрицание фактов использования ВС РФ в целях поддержания мира и безопасности».
На первом заседании Олег Орлов сказал, что не станет вызывать в суд в рамках этого процесса ни одного свидетеля, чтобы не подвергать никого риску — недавно Минюст объявил его «иностранным агентом». Сам правозащитник тоже не будет давать показания в суде и участвовать в прениях, но он оставил за собой право выступить с последним словом.
Последнее слово Олег Орлов сказал на прошлом заседании. Также правозащитник напомнил о политзаключенных, которых сейчас «медленно убивают в колониях и тюрьмах», а также об убийстве Алексея Навального:
— А в последние дни хватали, наказывали и даже лишали свободы людей только за то, что они пришли к памятникам жертвам политических репрессий почтить память убитого Алексея Навального. Замечательного человека, смелого, честного, который в невероятно тяжелых условиях не терял оптимизма и веры в будущее нашей страны.
Ну конечно же это было убийством, независимо от конкретных обстоятельств этой смерти. И власть воюет даже с мертвым Навальным, она боится даже его мертвого — и правильно боится. Они уничтожают стихийно создаваемые мемориалы его памяти. И те, кто это делает, надеются, что таким образом удастся деморализовать ту часть российского общества, которая продолжает чувствовать свою ответственность за свою страну.
Так вот пусть не надеются. Мы помним призыв Алексея — «Не сдавайтесь». А вот я от себя добавлю: и не падайте духом, и не теряйте оптимизма. Ведь правда на нашей стороне.
После заседания он сказал, что считает этот суд частью своей правозащитной работы, но не боится что после его посадки станет меньше правозащитной помощи: «Я [работаю] не один. Никто не бросит».
За час до начала заседания перед зданием суда уже собралась очередь в несколько десятков человек.
Как и накануне, поддержать Олега Орлова пришли многочисленные дипломаты. Сегодня они пришли сильно заранее и стоят группой у самого входа в суд.
Очередь и журналистов снимают люди в масках, капюшонах и спортивных штанах — явно оперативники.
Приставы пытаются организовать очередь и объявляют, что сначала внутрь проходят аккредитованные журналисты, затем сотрудники посольств, а уже после — все остальные.
У зала, где пройдет оглашение приговора, к этому моменту уже около 30 человек, которые пришли в суд еще раньше.
Корреспондент «Медиазоны» передает, что в очереди на улице уже около 100 человек.
«Мемориал» сообщает, что в суд пришли представители посольств следующих стран: Чехия, Польша, Португалия, Австралия, Австрия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Латвия, Германия, Франция, США, Швеция, Швейцария, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, а также посол Евросоюза Ролан Галараг.
То есть сегодня пришло еще больше дипломатов, чем накануне.
Олег Орлов зашел в зал.
Приставы просят слушателей — не журналистов — рассесться, чтобы не пускать в зал больше людей, чем есть посадочных мест. При этом приговор слушают стоя, так что сидячие места не имеют значения.
Зал заполняется до отказа. Тут около 30 журналистов и еще 50 слушателей.
Глава «Ветеранов России» Мироненко — свидетель обвинения, который обвинил Олега Орлова в потворствовании террористам — сидит рядом с послом США Линн Трейси в зале суда.
«Все хорошо и прекрасно, никакого волнения», — говорит Орлов о своем состоянии.
На Олега Орлова надевают наручники и уводят в «аквариум». Приставы выключают свет и выгоняют прессу.
«На выход! Снимать запрещено! Все! Процесс закончился!» — кричит пристав. Представиться он отказывается.
— Почему мы должны выходить?
— Потому что рабочий день давно закончился!
На самом деле рабочий день суда заканчивается в 18:00.
«Мемориал» прокомментировал приговор Олегу Орлову. В заявлении отмечается, что гособвинитель просила вменить правозащитнику мотив «идеологической вражды против традиционных российских духовно-нравственных и патриотических ценностей» — и судья с этим согласилась.
«Но в том-то и дело, что именно Олег Орлов — патриот России и сторонник настоящих, а не выдуманных ценностей, среди прочего, спасавший пленных российских солдат в ходе войны в Чечне, — отмечает "Мемориал". — Однако в современной России все перевернуто: война — это мир, призывы к миру — преступление, а предостережение о том, что государство культивирует насилие — "преступление на почве ненависти". Приговор Олегу Орлову — попытка заглушить голос правозащитного движения в России, любую критику государства. Но мы продолжим нашу работу, как сказал Олег Орлов накануне приговора. Власти России обязаны немедленно снять все обвинения с Орлова. Свободу всем политзаключенным!».
К тем, кто пришел сегодня поддержать Олега Орлова, на выходе из суда обратились глава «Мемориала» Ян Рачинский, председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганушкина, а также супруга Олега Орлова Татьяна Касаткина — она сказала, что им обоим очень важна поддержка людей.