Уголовное дело против Алексея Горинова расследовали за пять дней. Его обвинили в распространении «фейков» группой лиц с использованием своего служебного положения и по мотивам ненависти или вражды (пункты «а», «б» и «д» части 2 статьи 207.3 УК).
По версии следствия, во время заседания совета депутатов Красносельского округа Москвы Горинов назвал войну в Украине «войной», а не «специальной операцией», говорил о гибели украинских детей, называл Россию «фашистским государством» и утверждал, что она хочет захватить территорию Украины.
Позицию Горинова поддержала мундеп Елена Котеночкина — она тоже стала фигуранткой уголовного дела, но уехала из России.
Первое заседание прошло 1 июня. Часть людей, пришедших к суду поддержать Горинова, в сам зал не попала.
Судья Олеся Менделеева отказалась выпустить депутата из «аквариума» за стол к адвокату и удовлетворила просьбу прокурора продлить его арест на шесть месяцев. При этом сам обвиняемый сообщил, что у него туберкулез, и пожаловался, что в СИЗО ему оказывают ненадлежащую медицинскую помощь.
Горинов просил изменить меру пресечения: «Мне некуда скрыться. Это моя Родина, это моя страна. Я не первый раз депутат».
После продления ареста рассмотрение дела отложили до 21 июня.
Сегодняшнее заседание в Мещанском районном суде началось с опозданием почти на два часа: сначала задерживалась доставка самого Алексея Горинова, а вскоре после того, как его привезли, в суде зазвучала пожарная тревога, и приставы выгнали всех на улицу.
После проверки людей вновь запустили в здание.
На заседание пришло около 30 человек, это журналисты, родственники и люди, пришедшие поддержать Алексея Горинова, в том числе его коллега, политик Илья Яшин и депутат Мосгордумы Михаил Тимонов.
В зал в итоге попали пятеро родственников, семеро журналистов и еще восемь человек из поддержки.
На прошлом заседании было 20 человек, но и тогда в зал пустили не всех желающих из-за нехватки мест. Будет ли заседание транслировать в отдельном зале неизвестно.
Судьи Олеси Менделеевой еще нет.
Алексей Горинов уже в «аквариуме», он говорит, что чувствует себя «получше». Он рассказывает, что в СИЗО кормят хуже, чем в спецприемнике.
Приставы снова запрещают слушателям, включая родственников, переговариваться с обвиняемым. На просьбу сказать, почему это запрещено, пристав отвечает: «Законом».
Горинов пытается сесть на шпагат в «аквариуме», хвастаясь, что в молодости у него это легко получалось.
Адвокат договаривается с Гориновым, что передаст ему официальные бланки, чтобы он из СИЗО мог написать депутатское поручительство для одного из сокамерников.
Адвокат Катерина Тертухина снова ходатайствует, чтобы Горинова выпустили из «аквариума» к ней за стол. На этот раз она мотивирует ходатайство тем, что такое содержание причиняет подзащитному нравственные страдания и ущемляет его достоинство, тогда как сам он является невиновным.
Она добавляет, что никакие внутренние положения конвойной службы, согласно которым Горинова поместили в «аквариум», не могут мешать судье самостоятельно решить, каким образом он будет участвовать в процессе.
Алексей Горинов также просит выпустить его из «аквариума», чтобы ему было удобнее защищаться в процессе. В качестве альтернативы он предлагает поместить представителя обвинения к нему в «аквариум», чтобы были обеспечены равные права.
У зала снаружи снова скопились люди, которые попытались открыть дверь, на что судья Менделеева резко потребовала ее закрыть.
Прокурор Журавлева возражает против ходатайства, судья сразу же отказывается выпустить Горинова к адвокату.
Судья Менделеева зачитывает рапорт, что сторона защиты якобы оказывала давление на свидетелей — она зачитывает список из десятка имен — поэтому те не хотят приходить в суд. Несмотря на это, сегодня на заседание пришли свидетельница Шуранова и свидетель Лясота.
Изменено 8 июля в 18:35. Указаны правильные фамилии свидетелей.
Начинается судебное следствие, прокурор Журавлева зачитывает обвинительное заключение.
Его вступительная часть посвящена тому, как в феврале 2022 года были подписаны договоры о дружбе с самопровозглашенными ДНР и ЛНР, которые позволили России ввести туда войска в рамках «специальной военной операции».
Журавлева также перечисляет полномочия муниципального депутата Горинова и главы совета депутатов Красносельского района Елены Котеночкиной, которая также обвиняется в распространении «фейков», но сейчас находится за границей.
По версии обвинения, Горинов и Котеночкина «в неустановленном месте» вступили в сговор по распространению заведомо ложной информации о вооруженных силах России, чтобы вызвать у людей чувства тревоги и незащищенности. Таким распространением обвинение посчитало их высказывания на заседании совета депутатов 15 марта, то есть «с использованием служебного положения».
Причем даже трансляцию этого заседания депутатов в ютубе обвинение посчитало специальной — для придания максимальной огласки действиям Горинова и Котеночкиной. Депутаты обвиняются в том, что они, в частности, назвали вторжение в Украину «войной», а не «специальной военной операцией», и рассказали о гибели детей в результате действий российских войск.
Алексей Горинов на вопрос судьи заявляет, что суть обвинения ему непонятна: «Все высказанное мной 15 марта 2022 года на заседании совета депутатов МО Красносельский города Москвы является моим личным мнением и убеждением, ни в какой сговор с Котеночкиной я не вступал».
Он добавил, что ему не нужны «ни сообщники, ни подельники», чтобы высказать собственное мнение.
«Если что-то мне кажется неправильным, я об этом прямо и говорю. Может быть, поэтому я и выигрываю на выборах», — говорит мундеп.
Когда Горинов начинает рассказывать о проблемах в районе, судья Менделеева прерывает его и просит говорить по сути дела, которая ему, как считает судья, очевидно понятна.
Горинов зачитывает выдержку из расшифровки заседания депутатов — там он прямо уточняет, что высказывал исключительно свое мнение. Он также возражает против формулировки «политическая ненависть» из обвинительного заключения, называя себя самым терпимым к чужому мнению человеком.
Судья Менделеева снова прерывает его и просит высказывать отношение к обвинению, а не к «политической обстановке в стране».
«Не хочу никого обидеть, заранее, как перед Кадыровым, извиняюсь, но такое ощущение, что обвинительное заключение писали какие-то стажеры», — подытоживает Горинов.
Адвокат Тертухина поддерживает его и уточняет, что прокурор не зачитала ни одной конкретной цитаты Горинова с заседания совета депутатов.
Поэтому Тертухина сама зачитывает расшифровку с заседания. Она говорит, что в речи Горинова есть лишь одного утверждение — о количестве погибших в Украине детей, которое защита готова доказать.
«То, что Минобороны России не говорит о погибших детях, не означает, что их нет», — добавляет адвокат.
Прокурор просит закрыть процесс для допроса свидетелей из-за «психологического давления на свидетелей со стороны круга поддержки Горинова».
После уточнения судьи Менделеевой прокурор Журавлева уточняет, что хочет закрыть процесс целиком.
Адвокат Тертухина просит показать ей рапорт о «давлении» со стороны «ближнего окружения».
«А что такое ближнее окружение? У меня нет ближнего окружения», — возмущается Горинов.
Тертухина добавляет, что свидетель Шуранова пришла к суду, и ее там видели, никаких «негативных последствий» для нее там не было.
Рапорт Тертухина называет бездоказательным: «Мы рады всем свидетелям».
Судья Менделеева удалилась в совещательную комнату, чтобы рассмотреть ходатайство прокурора.
Исправлено 8 июля в 18:35. Указана правильная фамилия свидетеля.
Горинов тем временем рассказал, что на апелляции в Мосгорсуде на него кидалась овчарка конвоиров. Она атаковала «аквариум», потому что ее не мог сдержать конвоир.
Собаку самого Горинова зовут Чупакабра, продолжает он. Он боится, что «Чупочка» не дождется его из заключения.
Дальше Горинов рассказывает про меню в СИЗО: «На завтрак манная каша. На ужин — жидкое пюре и "рыба-могила", как мы ее называем». После чего демонстрирует слушателям содержимое своего судебного сухого пайка.
Алексей Горинов снова рассказывает, что фельдшеры в СИЗО не оказывают ему надлежащую помощь.
Родственники и адвокат уговаривают его написать заявление о полноценном обследовании. Он возражает, что справится сам.
На прошлом заседании Горинов в ответ на вопрос судьи Менделеевой подтвердил, что у него есть хроническое заболевание, туберкулез. Он говорил, что от болезни ему дают «какие-то таблетки», которые лишь облегчают его положение.
В зал заводят женщину. Судя по всему — одного из свидетелей обвинения. Судья говорила, что сегодня на заседание пришли двое свидетелей.
Родственники Горинова говорят, что эти люди им не знакомы.
Около зала коридор заполнен людьми, пришедшими поддержать мундепа, там собралось около 30 человек.
Во время перерыва родственники спокойно общаются с Гориновым — пристава нет, а конвойный не мешает.
— Алексей, у вас в телеграме уже 500 подписчиков? — спрашивает кто-то из слушателей.
— Всего? У Яшина больше. У меня к нему «политическая ненависть».
Затем судья Менделеева возвращается в зал. Прокурор начинает перечислять письменные материалы дела. Она перечисляет протоколы осмотра сайтов: YouTube, несколько страниц «Российской газеты», сайт Минобороны России. Затем упоминает лингвистическую экспертизу записи заседания совета депутатов.
Работая с материалами дела прокурор Журавлева пропускает допросы свидетелей, упоминая только протоколы осмотра, экспертизы и иные процессуальные действия, а также сведения о личности Горинова.
В результате все материалы дела в трех томах «исследованы» за 15 минут. Обвинение закончило представление доказательств.
Адвокат Тертухина просит объявить перерыв, так как она опаздывает на другие следственные действия. Она обещает вызвать шестерых свидетелей и удивляется тому, как прокурор Журавлева «исследовала» материалы. Тертухина планирует посмотреть все упомянутые записи и обсудить экспертизы.
Судья Менделеева объявляет перерыв до 7 июля 12:30.
На вопрос адвоката, когда будет заседание уже после этого, судья только повторяет ту же дату.