Главное за день
— Российские войска контролируют 70 процентов Северодонецка; в городе был разрушен последний мост, связывающий его с остальной Украиной
— На протяжении дня российские госагентства сообщали об ударах по мирной инфраструктуре Донецка, в частности, о попаданиях по роддому и рынку
— В конце дня глава ДНР Денис Пушилин попросил «дополнительных союзнических сил», поскольку «Киев перешел все границы»
— Amnesty Inernational нашла очередные доказательства применения российскими войсками запрещенных вооружений
— Под Киевом нашли очередную братскую могилу, всего в Украине расследуется более 12 000 дел о гибели мирных жителей
В очередной сводке Института изучения войны (ISW) на 12 июня исследователи пишут, что российские войска продолжают штурм Северодонецка под прикрытием тяжелой артиллерии, но пока не добились полного контроля над городом.
Глава Луганской областной администрации Сергей Гайдай утверждает, что российские войска взорвали два моста через реку Северный Донец и серьезно повредили третий. В то же время пресс-секретарь военных самопровозглашенной ДНР Эдуард Басурин 13 июня сообщает, что последний мост на Лисичанск подорвали сами украинцы.
Кроме того, пишут в ISW, российские войска постепенно продвинулись к юго-востоку от Изюма и, вероятно, продолжат попытки наступления на Славянск с северо-запада.
ВС РФ также продолжали попытки оттеснить украинские войска от линий фронта к северо-востоку от Харькова.
Британская разведка тем временем сообщает, что ключевой участок российской линии фронта на Донбассе протяженностью 90 километров лежит к западу от реки Северский Донец.
В ближайшее время важнейшими для исхода войны операциями станут операции по форсированию рек, пишут британцы. Чтобы достигнуть оперативного успеха на Донбассе, России придется либо провести амбициозные атаки с флангов, либо форсировать реки.
Ранее российским войскам с трудом получалось наладить сложную координацию, необходимую для успешного проведения крупномасштабных переправ через реки под огнем, подчеркнуто в сводке.
Глава Луганской областной администрации Сергей Гайдай сообщает, что российские войска контролируют 70% Северодонецка. Ранее он писал, что ВС РФ удалось оттеснить украинцев за счет преимущества в тяжелой артиллерии.
Бои за город «уничтожают квартал за кварталом», сообщает Гайдай. Несколько снарядов попали в очистные сооружения Северодонецка, трижды обстреляна территория завода «Азот», где в бомбоубежищах остаются около 500 человек, 40 из которых — дети.
От обстрелов есть погибшие в Днепропетровской и Луганской областях, сообщают главы местных администраций.
В Лисичанске 12 июня погибли трое местных жителей — мужчина и женщина, а также 6-летний ребенок, сообщает Сергей Гайдай. Еще один человек был ранен. Ночью в городе сгорел торговый комплекс, а также были повреждены четыре дома и постройки местной шахты.
Гайдай пишет, что ВС РФ усилили обстрелы Лисичанска из крупнокалиберных орудий — город «ежедневно уничтожается».
В Днепропетровской области от обстрела из «Ураганов» погибла мирная жительница, еще пятеро ранены.
В финском Центре исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) подсчитали, что за 100 дней войны Россия заработала около 93 млрд евро на экспорте ископаемого топлива.
Большая часть экспорта — 61% — была направлена в Европейский союз. Получатели топлива из ЕС заплатили около 57 млрд. Крупнейшим покупателем стал Китай (12,6 млрд евро), затем Германия (12,1 млрд евро) и Италия (7,8 млрд евро).
РИА «Новости» сообщают, что обстрелу подвергся рынок в Донецке, погибли женщина и ребенок, есть раненые.
Издание 161.ru со ссылкой на источники сообщает, что полицейских из Ростовской области отправляют в командировки на территорию самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР.
Один из собеседников сказал журналистам, что такие командировки начались еще в марте. Сотрудников МВД направляют в крупные города: Луганск, Донецк, Макеевку, Горловку и другие.
«Никто точно не скажет, на какой срок [сотрудники МВД направлены в Донбасс], потому что никто этого не знает. Кто-то проводит там месяц, кто-то остается как на постоянном месте дислокации. В основном они следят за правопорядком в городе как обычные полицейские: оформляют протоколы, выезжают на вызовы», — цитирует издание одного из силовиков.
Президент «Энергоатома» Петр Котин оценил ущерб Запорожской АЭС в $1,3 млрд.
В эту сумму входят уничтоженные при обстрелах и пожарах корпуса, поврежденное оборудование и потери от вынужденного сокращения производства электроэнергии, уточнил он.
По его словам, на станции работает только половина энергоблоков, а с начала войны потребление электроэнергии в Украине сократилось почти на 40%, в промышленности — на 60%.
Глава украинской полиции Игорь Клименко сообщил, что МВД расследует более 12 тысяч дел о гибели мирных жителей, 1200 тел еще не идентифицированы.
«Би-би-си» спросила у российских депутатов, публично поддерживавших войну, о том, не хотят ли они отправиться на фронт — в связи со спешным изменением законодательства, возрастная планка для контрактников была повышена, теперь участвовать в войне могут все мужчины в возрасте до 60 лет.
Голосовавшие за признание ДНР и ЛНР депутаты Леонид Слуцкий (54 года), Петр Толстой (52 года), Сергей Боярский (42 года) и Константин Бахарев (49 лет) прочитали письменный запрос «Би-би-си» и не ответили; Владимир Бурматов (40 лет) заблокировал корреспондента в мессенджере. Депутат Сергей Бидонько (46 лет) выслушал вопрос по телефону и положил трубку.
Депутат Борис Чернышов (30 лет) объяснил, что «и так поддерживает вооруженные силы Российской Федерации», ездил с другими депутатами в Донецк и «всячески работает, чтобы спецоперация продолжалась и чтобы мы победили». На вопрос, не хочет ли Чернышов непосредственно примкнуть к армии, депутат повесил трубку.
26-летний замглавы фракции ЛДПР Василий Власов на вопрос сказал: «Если будет потребность, будет запрос, то, конечно [присоединюсь к российской армии]».
Депутат Максим Гулин (25 лет) сказал, что у него есть отсрочка на время обучения в аспирантуре. Депутат Олег Матвейчев (52 год) сказал, что не может отправить на фронт не из-за возрастного предела, а потому, что спикер Госдумы Вячеслав Володин считает, что депутаты должны работать в парламенте, а не ездить на Донбасс. Он констатировал, что вряд ли будет полезен на фронте, потому что не является военнослужащим.
Приговоренный к смертной казни судом в самопровозглашенной ДНР марроканец Брахим Саадун имел украинское гражданство, поэтому с ним должны обращаться как с военнопленным, написал в письме Reuters отец военного Тахар Саадун.
По его словам, марокканец получил украинское гражданство в 2020 году по окончанию годовой военной подготовки. Гражданство требуется для доступа к изучению аэрокосмических технологий в университете в Киеве. При этом, отмечает отец осужденного, его сын сдался «добровольно», то есть должен расцениваться как военнопленный.
21-летний Саадун сдался в плен 12 марта в Волновахе. 9 июня его и двух граждан Британии приговорили к смертной казни по обвинению в наемничестве (статья 430 УК ДНР), «прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности» (статья 232 УК ДНР) и «насильственном захвате власти» (статья 323 УК ДНР).
Глава полиции Киевской области Андрей Небитов рассказал о еще одном массовом захоронении, обнаруженном в регионе. Ее нашли возле села Мироцкое Бухарского района.
Пока найдены тела семи убитых мирных жителей — по словам Небитова, их пытали, а потом застрелили. У нескольких погибших были связаны руки и прострелены колени.
По данным главы украинской Национальной полиции Игоря Клименко, сейчас в Украине расследуется более 12 тысяч дел о гибели мирных жителей. Больше всех — 1 500 человек — погибли в Киевской области. 1 200 тел, обнаруженных в братских могилах, все еще не опознаны.
Amnesty Inernational опубликовала доклад со свидетельствами о применении российскими войсками кассетных боеприпасов 9Н210/9Н235 и дистанционно устанавливаемых мин, сбрасываемых с ракет. Эти виды вооружений запрещены международными договорами из-за неизбирательного действия.
Доктора Харьковской городской клинической больницы № 25 показали организации металлические осколки из тел пациентов — в них были характерные для кассетных боеприпасов элементы. Кроме того, исследователи нашли на обстрелянной детской площадке в районе Салтовка стабилизаторы для таких боеприпасов.
Проверяя выводы правозащитников, корреспонденты «Би-би-си» обошли пять различных мест в жилых кварталах Харькова и увидели симметричные следы взрывов с поражением поверхности, что бывает при использовании кассетных боеприпасов. Опрошенный редакцией научный сотрудник отдела вооружений Human Rights Watch подтвердил, что это следы от кассетных боеприпасов.
«Известия» опубликовали видео с последствиями обстрела роддома в Донецке, который, как утверждает издание, был совершен украинскими военными. На нем видны разбитые окна, удар пришелся по крыше. По данным издания, женщины, дети и медперсонал укрылись в убежище больницы имени Вишневского.
Между тем РИА «Новости» сообщают об ударе украинской артиллерии по станции технического обслуживания автобусов возле больницы ГУ МВД в Донецке. В связи с учащением случаев обстрела Донецка; по его словам, «Киев перешел все грани, при последних обстрелах используются запрещенные методы ведения войны».
Штаб территориальной обороны ДНР сообщил, что от сегодняшних обстрелов Донецка погибли четыре человека, включая ребенка, еще 22 мирных жителя получили ранения. СК возбудил уголовное дело по факту обстрелов.
Украинская сторона пока не комментировала эти обвинения.
В Лисичанске попали под обстрел журналисты «Суспильне новини» Кристина Гаврилюк и Тарас Ибрагимов. Их эвакуировали военные ВСУ, никто не пострадал.
Лисичанск обстреливается почти ежедневно — в этом городе российская армия намного превосходит украинскую в артиллерии. Сейчас в Лисичанске продолжают жить около 15 тысяч мирных жителей. Это единственный город в Луганской области, остающийся под контролем Украины.