Главное за 39-й день войны:
— С территории Киевской области после вывода российских войск вывезли 410 тел мирных жителей
— Украинский журналист Александр Гунько похищен в занятой российскими силами Новой Каховке в Херсонской области
— В Минобороны отрицают массовые убийства в городе Буча Киевской области
— Жители Бучи поговорили с журналистами об убийствах и голоде, которые сопровождали их жизнь при российских войсках
— Из-за российского вторжения в Украине уже разрушены 23 тысячи километров дорог
— Российские военные обстреляли Одессу, уничтожены нефтебаза и склад горюче-смазочных материалов
— Human Rights Watch выпустила доклад о военных преступлениях, совершенных российскими солдатами в Буче и других населенных пунктах Киевской области
— В Мариуполе погиб литовский журналист и кинодокументалист Мантас Кведаравичюс
В Мариуполе погиб литовский журналист и кинодокументалист Мантас Кведаравичюс, сообщает в твиттере информационное агентство Министерства обороны Украины «Армия Inform». О гибели журналиста со ссылкой на твит агентства также сообщили ряд литовских СМИ. По данным «Армии Inform», Кведаравичюс погиб в результате обстрела российскими войсками автомобиля, на котором журналист пытался покинуть город.
Украинское издание «Бабель» публикует фоторепортаж из села Дмитровка в Киевской области, покинутого российскими военными. Как пишет «Бабель», сейчас в поселок возвращаются его жители. Они разбирают завалы и убирают трупы, которыми усеяно все вокруг. У некоторых из убитых связаны руки.
В городах и селах Киевской области после ухода российских войск обнаружили множество мертвых тел. По данным украинских властей и СМИ, мирные жители были убитые российскими военнослужащими.
Минобороны РФ подтвердило удар по Одессе. РИА «Новости» со ссылкой на военное ведомство сообщает, что сегодня утром были уничтожены нефтеперерабатывающий завод и три хранилища горюче-смазочных материалов. С них, как утверждает российская сторона, поставлялось топливо для группировки украинских войск на Николаевском направлении.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch выпустила доклад о военных преступлениях российских солдат на подконтрольных им территориях Украины, в том числе о казнях в городе Буча, где были обнаружены тела убитых людей.
Ссылаясь на рассказ очевидца, правозащитники пишут о том, как 4 марта в Буче российские военные окружили группу из пятерых мужчин и убили одного из них выстрелом в затылок. Кроме того, Human Rights Watch описывает случай казни 6 человек в городе Быков Черниговской области, а также эпизод с изнасилованием женщины.
Мэр Берислава Александр Шаповалов провел в плену у российских военных 16 дней, сообщается на сайте горсовета. Мэра отпустили вчера. Сейчас Шаповалов находится дома, его здоровью ничего не угрожает, уточнили в городском совете.
В телеграм-канале Министерства обороны РФ появился репост из канала «Война с фейками», в котором утверждается, что снимки с погибшими на улицах Бучи — «постановочные». Официально российское военное ведомство не комментировало обвинения в убийстве мирных жителей.
В городах и селах Киевской области после ухода российских войск обнаружили множество мертвых тел. По данным украинских властей и СМИ, мирные жители были убиты российскими военнослужащими. В Буче уже захоронили около 300 человек.
ВСУ сообщают о взятии под контроль Припяти и района госграницы Украины с Беларусью.
Из-за российского вторжения в Украине уже разрушены 23 тысячи километров дорог, это 13 процентов от их общего количества, сообщает первый заместитель «Укравтодора» Андрей Ивко. Кроме того, по его словам, уничтожено 273 моста. По подсчетам Ивко, на сегодняшний день общая сумма ущерба, нанесенного дорожной инфраструктуре, составляет 874 миллиарда гривен.
Патриарх Кирилл 3 апреля отслужил литургию в главном храме вооруженных сил России и после ее окончания обратился к военным. Речь патриарха публикует официальный сайт Русской православной Церкви.
«Еще и еще раз хочу сказать: мы миролюбивая страна и очень миролюбивый, многострадальный народ, который пострадал от войн так, как мало кто из европейских народов. У нас нет никакого стремления к войне или к тому, чтобы делать нечто, что могло бы причинить вред другим. Но мы уж так воспитаны всей нашей историей, что любим свое Отечество и будем готовы защищать его так, как только русские могут защищать свою страну. Ведь мы сломали хребет фашизму, который, несомненно, победил бы мир, если бы не Россия, если бы не подвиг нашего народа. Да поможет нам Господь и сегодня, чтобы мы, будучи мирными, миролюбивыми и скромными людьми, были вместе с тем готовы — всегда и при любых обстоятельствах — защитить свой родной дом», — сказал патриарх.
В Минобороны отрицают массовые убийства в городе Буча Киевской области, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на ведомство.
— За время нахождения Бучи под контролем российских ВС ни один местный житель не пострадал от каких-либо насильственных действий, — говорится в сообщениях агентства от имени Минобороны. — Все опубликованные киевским режимом фотографии и видеоматериалы, якобы свидетельствующие о каких-то «преступлениях» российских военнослужащих в городе Буча Киевской области, являются очередной провокацией.
По версии Министерства обороны России, все российские подразделения «полностью вышли из Бучи еще 30 марта, а "свидетельства преступлений" в Буче появились только на 4-й день после этого». Тем временем еще 1 апреля телеканал «Звезда», принадлежащий Минобороны России, сообщал, что российские морпехи на западе Киевской области «проводят поисково-разведывательные действия и осуществляют зачистку населенных пунктов с дальнейшей задачей закрепиться в них».
3 апреля международная правозащитная организация Human Rights Watch выпустила доклад о военных преступлениях российских солдат на подконтрольных им территориях Украины, в том числе о казнях в городе Буча, где были обнаружены тела убитых людей.
Херсонский журналист Константин Рыженко, пропавший 1 апреля, вышел на связь. В аудиозаписи, опубликованной в телеграм-канале «Очi Кобзаря Херсонщина», Рыженко говорит, что с ним все в порядке, но он потерял доступ к своему основному телеграм-каналу. Что с ним происходило два дня, Рыженко не рассказывает.
— Не было возможности выйти раньше на связь, к сожалению, — говорит на аудио Рыженко. — Нет доступа к моим основным аккаунтам <…> Все очень внезапно произошло, и я пока не могу рассказать всех деталей. Расскажу, когда появится возможность. Пока приходится находиться в бегах.
О пропаже Рыженко в подконтрольном российским войскам Херсоне стало известно после публикации отложенного поста в его телеграм-канале. Жена журналиста рассказала, что «по адресам родственников Константина в Херсоне одновременно пришли российские военные, задержали его брата».
С территории Киевской области вывезли 410 тел мирных жителей, сообщила генпрокурор Украины Ирина Венедиктова. Сейчас трупы отправлены на судмедэкспертизу, добавила она.
— В бюро судмедэкспертизы постоянно дежурят прокуроры, следователи и судебные эксперты для проведения осмотров, допросов и отбора образцов ДНК, — говорится в сообщении. — С территории Киевщины вывезено 410 тел убитых мирных жителей, за 1-3 апреля 140 из них уже осмотрены прокурорами и другими специалистами.
По словам Венедиктовой, с населением городов и сел Киевской области украинские правоохранители также проводят работу: идет поиск свидетелей, потерпевших, сбор фото и видеодоказательств.
— Это тонкая и кропотливая работа: люди напуганные, уставшие и измученные, пережили ужас. И здесь тоже нужно время и профессиональный подход, чтобы все записать правильно и не упустить ни одного шанса найти и наказать виновных, — считает Венедиктова.
В Харьковской области российские военные обстреляли колонну автобусов, которая ехала эвакуировать пациентов из разрушенной накануне больницы в Балаклее. Об этом пишет «Громадьске» со ссылкой на Олега Синегубова, главу Харьковской областной администрации.
— По договоренности была направлена колонна, которую не запустили в город. Она была обстреляна еще на подходах на блокпосту. Есть жертвы, — сказал Синегубов.
Синегубов также рассказал, что в результате обстрела Слободского района Харькова 3 апреля были ранены 23 человека.
— Недавно у нас были обстрелы Слободского района города Харькова, где, по нашим данным, 23 пострадавших. Среди них есть дети и есть в крайне тяжелом состоянии, — сообщил он.
3 апреля, по его словам, также были обстрелы окрестностей Харькова: Салтовки, Пятихаток и Дергачей.
Украинский журналист Александр Гунько похищен в занятой российскими войсками Новой Каховке в Херсонской области. Об этом пишет «The Kyiv Independent» cо ссылкой на Национальный союз журналистов Украины.
Александр Гунько — главный редактор Новокаховского городского издания, которому российские военные предложили «правильно» освещать события, добавляет «The Kyiv Independent».
Доклад Human Rights Watch, главное:
— Правозащитники поговорили с 10 жителями Черниговской, Харьковской и Киевской областей Украины. Все они пострадали от действий российских военнослужащих или стали свидетелями их жестокости
— 4 марта в городе Буча российские военные, по свидетельствам очевидца, окружили группу из пятерых мужчин и убили одного из них выстрелом в затылок
— В селе Старый Быков Черниговской области задержали, а затем казнили шестерых мужчин. Правозащитникам об этом рассказала мать одного из погибших
— 6 марта российские военные в поселке Ворзель выстрелили в женщину и ее 14-летнего ребенка, после того как те покинули подвал, используемый ими как убежище. По словам мужчины, который находился в том же подвале, ребенок женщины скончался сразу, а сама она умерла от полученных ран спустя два дня
— Одна из жительниц села Малая Рогань Харьковской области рассказала HRW, как 13 марта в школе, где они укрывалась с семьей, ее неоднократно насиловал российский солдат, который также изрезал ей лицо и шею ножом: «Он сказал, что я напоминаю ему девочку, с которой он ходил в школу»
410 танков потеряла российская армия с начала войны в Украине, сообщает проект Oryx, документирующий потери обеих сторон по фотографиям. По данным Oryx, с учетом необработанного материала, количество потерянных российских танков достигает 450 единиц техники. Украина с начала войны лишилась 92 танков.
Общие потери по технике — 674 единиц у Украины, в то время как у России — 2392.
Так выглядит российско-украинская карта от CIR, на которой зеленые отметки — это скопления военной техники; оранжевые — обстрелы, взрывы, перестрелки; красные — жертвы среди гражданского населения, ущерб инфраструктуре и военные потери.
Мэр Тернополя Сергей Надал сообщил о ракетном обстреле в области.
— В городе был слышен взрыв, — написал он. — Мы узнаем причины.
Жители Бучи поговорили с журналистами об убийствах и голоде, которые сопровождали их жизнь с начала войны в Украине.
— Это были страшные дни, — рассказала изданию The Insider жительница города Кристина. — Когда ни твой двор, ни твой дом, ни даже твоя жизнь тебе не принадлежат. Нет света, воды, газа. Выходить запрещено, если выйдешь — расстреливают. В наш двор заехала вражеская техника. 5-го марта выбили окна, ворвались и забрали телефоны. 6-го забрали папу и мужа на допрос. Нашли переписки и звонки в тероборону (мы пытались уехать и хоть чуть-чуть узнать о ситуации). Они смотрят все — посты, телеграм-каналы, и если ты писал что-то, что им не понравится, — тебе смерть. Вокруг хаты расстреливают людей, какие же это страшные звуки. Даже страшнее звука бомбы. Только сидишь в подвале и молишься, чтобы вернули родных. И нам повезло, попался командир, который любит детей, и зная, что моя трехлетняя дочь в подвале, приказал перегнать технику и не пугать ребенка. Принесли пищу, воду, сладости для малышей. Наших мужчин вернули, доказать их вину не смогли. Перед этой группой военных чуть раньше шли кадыровцы и чудом прошли наш дом. Командир сказал, что если бы вошли они, нас бы не было. Они мстят за разбитую ранее колонну и даже не разбираются, кого убивать. Повезло.
Кристина, ее семья, маленькая дочь и еще 15 человек три дня провели в подвале дома. 10 марта они по радио услышали о зеленом коридоре, который должен был открыться в Буче.
— Спросили у них, можно ли вывезти ребенка. Они сказали, что машиной — нет, расстрел. Решили идти пешком. Коляска, белый флаг, минимум вещей. Объезжали коляской трупы мирных жителей (сколько же их там), которые лежат уже не первый день, ребенку я ничего не объясняла, потому что не знала как. Почти в каждом дворе россияне. Вдруг звучит команда «стоять!», и мы замираем с поднятыми руками (позже заметили, что дочь тоже поднимала ручонки). Два поста пропустили, на третьем не пускают, разворачивают назад, говорят, что коридор откроется с 15:00. Отчаяние. Возвращаемся, ждем. Еще одна попытка. Оглядываться нельзя, только вперед. Перед нами вылетает машина с гражданскими, попадает на мину и подрывается, от машины не осталось почти ничего, путь впереди заминирован. Мужчины впереди, я с коляской сзади. Через мины, трупы, разбитую технику, потом через болото мы пробираемся на свободу <…> Наконец-то нас встречают наши воины и передают ребятам из МЧС, садимся в автобусы и едем. Приезжаем в российский блокпост и ждем 4 часа. Новости плохие. Нас не пускают, придется ночевать в автобусе прямо на дороге. Про эти гуманитарные коридоры на этих блокпостах вообще немногие знают, и они их бесят. <…> Утром снова наши военные договариваются, чтобы нас пропустили, и в этот раз нам везет. Последний рывок, вражеский блокпост, замирает сердце, обстрелять могут в любой момент, и мы заезжаем на контролируемую нашими войсками территорию.
Пока мы в безопасности, но психика взорвана, мы изменились, уже ничего не будет как раньше. Мы стараемся нормально общаться, даже шутить понемногу, но закрыв глаза, сразу видишь дорогу, полную трупов, и как мы замираем с поднятыми руками, ожидая их решения.
Слова мэра Бучи Анатолия Федорука цитирует «Медуза»:
— Тела расстрелянных людей до сих пор лежат на Яблонской улице в Буче, — говорит он. — С руками, связанными белыми, «мирными» тряпками за спиной. Застреленные в затылок. Можете себе представить, какие бесчинства тут творили [российские военные]. Любая война имеет правила поведения с гражданскими лицами. Россияне показали, что они убивали мирных жителей сознательно. Они практически получили зеленый свет от Путина на сафари — и расстреливали украинцев.
66-летний Василий плачет, разговаривая с Reuters: «Танк сзади меня стоял. В погребе сидели две недели. Пища была, но не было ни света, ни газа. На свечах грели воду, чтобы согреться. Бутылки сюда клали [за пазуху], чтобы теплой воды выпить. В валенках как были, так и спали».
Издание «Вот Так» опубликовало рассказ Владислава Козловского, очевидца расстрелов мирных жителей Бучи российскими военными:
— 2 марта в наш город вошли оккупационные войска, я с несколькими знакомыми находился возле штаба территориальной обороны. Всем, у кого не было оружия, поступила команда спрятаться в бомбоубежище недалеко от базы. Она была защищена двумя дверьми. Первую оккупанты выбили, вторую мы открыли им сами, потому что понимали — они все равно ворвутся и тогда могут просто всех убить. Среди них были в основном русские и белорусы, их легко узнать по характерному говору <…> Они пробрались к нам в бункер, первые дни относились хорошо, помогали с едой. Но мозги у них промыты пропагандой, да и нормальные люди не пришли бы на чужую землю. В тот момент в городе шли интенсивные бои, нас не выпускали. Мы сидели в абсолютной темноте. Никакого света, воды и тепла, конечно, не было. Потом этих военных сменили другие, 7 марта они вывели сначала женщин с детьми, а потом мужчин. Нас поставили на колени и начали «шмонать». У меня были с собой деньги, часы. Все забрали, как и у остальных, то есть просто ограбили. Кого-то из людей они знали, проверяли документы и, если человек участвовал в АТО (так в Украине называют период боевых действий в Донецкой и Луганской областях с 2014 по 2018 год) или был записан в теробороне, сразу расстреливали. Проверяли и татуировки, «нациков» искали. На самом деле расстреливали даже тех, у кого был официальный герб Украины.
Владислав рассказывает, что особенно жестоко себя вели в Буче кадыровцы, которые вели себя «жестоко и варварски».
—Кроме внешних признаков они отличались от русских по форме: у них она была либо черная, либо темно-зеленая. Последнюю неделю они ходили с утра по жилым районам и стреляли по всем, кого видели, каждый день кого-то приходилось хоронить. В конце марта они убили нашего соседа пенсионера по фамилии Стрелец. Он просто сидел на лавочке, в жизни никому плохого не делал и, конечно, никакой не «нацик».