На скамье подсудмых председатель Совета тейпов ингушского народа Малсаг Ужахов, член совета Ахмед Барахоев, председатель ингушского отделения «Российского красного креста» (признан иностранным агентом) Муса Мальсагов, глава организации «Выбор Ингушетии» Исмаил Нальгиев, руководитель Совета молодежных организаций Багаудин Хаутиев и председатель объединения «Опора Ингушетии» Барах Чемурзиев, замдиректора Мемориального комплекса жертвам репрессий Зарифа Саутиева.
Протесты, из-за которых сегодня выносят приговор, вспыхнули три года назад, когда руководители Чечни и Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров подписали соглашение о переделе границы.
По нему часть ингушской территории отходила соседям, около 26 тысяч гектаров. Первая акция прошла в Сунже еще накануне, а в день подписания в Магасе начались столкновения с силовиками — они разгоняли протестующих дубинками.
Когда 4 октября прошло голосование по законопроекту в местном парламенте, на площадь в Магасе вышли уже несколько тысяч человек. В конце месяца Конституционный суд Ингушетии отменил соглашение об изменении границы.
Однако через два месяца Конституционный суд России признал его незаконным и протесты возобновились, а в Магасе вышли от четырех до 20 тысяч демонстрантов, что также закончилось разгоном бойцами Нацгвардии.
В тот же день было возбуждено уголовное дело о нападении на нацгвардейев. Потерпевшими признали 67 человек. Обвиняемыми стали 52 человека. Дела против рядовых участников, 41 человек, выделили в отдельное производство. Приговор был вынесен пока только одному из них.
Семерых сегодняшних подсудимых обвинили в создании экстремистского сообщества и организации нападений на силовиков, их назвали лидерами протеста.
«Даже если бессовестный этот срок дадут, у него уже четыре года засчитается. Сразу на условно-досрочно мы подадим. Не переживайте», — успокаивает отца подсудимого Хаутиева адвокат Аральбек Думанишев.
В зал пустили по одному родственнику обвиняемых. Сам зал немаленький, но там всего 15 стульев для журналистов и родственников.
Заходит судья Янис Куцуров. Он проверяет явку и зачитывает статьи обвиняемых.
Он объясняет, что зачитываться приговор будет не целиком, а только вводная и резолютивная части.
Судья быстро переходит к срокам.
Ужахову, Барахоеву и Масальгову — девять лет, как и просил прокурор. Запрет заниматься общественной деятельностью.
На прошлом заседании прокурор просил по восемь лет — Исмаилу Нальгиеву, Багаудину Хаутиеву и Бараху Чемурзиеву; семь с половиной — Зарифе Саутиевой.
«А что вы хотели от этой власти больше увидеть? Ничего больше не увидете от них. Вот демократия, вот правосудие! Если бы больше просили, они бы еще больше дали», — возмущается осужденный Барахоев.
«На все воля Всевышнего, мы принимаем это испытание с благодарностью, на другое мы и не надеялись в этой стране, мы были правы, ни о чем не жалею», — говорит из аквариума Мальсагов.
Отец осужденного Хаутиева оттолкнул полицейского, который не давал ему приблизиться к аквариуму. Тот пообещал написать рапорт.