Главное:
— Вскоре после начала заседания у здания Верховного суда задержали пикетчика, который едва успел развернуть плакат;
— На заседании судья Алла Назарова приступила к изучению письменных доказательств. Представительница Генпрокуратуры Виктория Маслова обратила ее внимание на то, что часть своих материалов «Мемориал» маркирует штампами, не соответствующими форме, указанной в законе. Она также пожаловалась судье, что посты в соцсетях организации до сих пор не промаркированы плашкой «иностранного агента». Представители «Мемориала» отметили, что в законе это требование не прописано.
— Представители «Мемориала» передали судье коробку с книгами, изданными правозащитниками, и предложили ей убедиться, что все они промаркированы. Они также принесли награды и почетные грамоты, которые вручались организации. Правозащитники дали судье подержать позолоченную статуэтку, а прокурор сломал одну из наград. Судья отметила, что во многих премиях — особенно международных — получателем указано общество «Мемориал», а не международный «Мемориал».
— Судья огласила сведения о заграничных переводах. Представитель «Мемориала» попросил ее зачитать данные о переводах из России, которых большинство, чтобы создать объективную картину.
— Назарова объявила, что рассмотрение дела закончено. Прения назначены на 28 декабря на 11 часов утра.
25 ноября, в день первого заседания по иску Генпрокуратуры, к зданию Верховного суда пришли поддержать «Мемориал» около 200-300 человек, однако большинству из них не удалось попасть в зал суда. Троих активистов задержали: например, женщину с плакатом «Спасибо Мемориал, что помнишь о нас».
Судья Алла Назарова на первых минутах заседания попросила журналистов покинуть зал, так как «будет сложно работать». Для них организовали видеотрансляцию, которая на несколько минут выключалась.
Согласно иску Генпрокуратуры, «Мемориал» предлагается запретить из-за протоколов за отдельные нарушения в маркировке «иноагентом» (например, на настольной игре). Ведомство уверяет, что деятельность «Мемориала» нарушает Всеобщую декларацию прав человека, а ликвидация организации «будет способствовать соблюдению прав и законных интересов граждан России». Кроме Генпрокуратуры, заинтересованными лицами по делу проходят Минюст и Роскомнадзор.
Судья Назарова отклонила почти все ходатайства стороны защиты. Так, она отказала адвокатам «Мемориала» в возможности ознакомиться с актом осмотра сайта организации, который положен в основание требований Генпрокуратуры. Истребовать материалы административных дел в отношении «Мемориала» из районных судов у защиты также не получилось, как и привлечь дополнительных соответчиков. Назарова отложила заседание до 14 декабря.
Судья Алла Назарова входит в зал и продолжает заседание, начало которого задержалось на 20 минут. В зале суда сегодня четыре прокурора: к процессу присоединился Алексей Жафяров, замначальника управления Генпрокуратуры. В феврале 2021 года Жафяров предлагал заочно преследовать организаторов несогласованных акций.
На сегодняшнем заседании будут изучать письменные материалы дела. Первым делом судья Назарова выясняет год регистрации «Мемориала». Следом, как предполагается, будет изучен сам иск Генпрокуратуры, а также протоколы, постановления и прочие документы.
Представительница Генпрокуратуры Виктория Маслова отрывает судью от чтения протоколов. Назарова сейчас на втором томе из девяти.
— Хочу обратить ваше внимание, что «Мемориал» часть своих материалов маркирует штампами, — встает прокурор. — Решением судов установлено, что текст штампа не соответствует требованию закона.
Прокурор полагает, что «Мемориал» таким образом информирует людей о самом факте своего внесения в реестр, но при этом не уведомляет их о том, что материал создан иностранным агентом.
Юрист «Мемориала» Григорий Вайпан просит позволить ему дать пояснения по поводу протоколов. Он замечает, что, во-первых, в материалах дела одно и то же административное дело упомянуто два раза. Во-вторых, в другом административном деле «Мемориала» не хватает документов.
Истцы предлагают исправить это на месте. Прокурор Дмитрий Вагурин, шурша, достает из фиолетового пакета в крапинку увесистую стопку документов и кладет на стол своим коллегам. Те передают материалы судье.
Юристка «Мемориала» Тамилла Иманова поддерживает коллегу Вайпана и замечает, что в деле не хватает еще одного важного документа — постановления Мосгорсуда, которое отменяет решение Тверского суда о штрафе «Мемориалу».
Судья листает бумаги.
Прокурор Виктория Маслова снова встает: она просит судью обратить внимание на то, что соцсети международного «Мемориала» до сих пор не промаркированы знаком «иностранного агента» .
Юристка Татьяна Глушкова, представляющая интересы «Мемориала», не соглашается: закон не обязывает «Мемориал» выделять свои соцсети.
— Каждая страница в интернете имеет свой уникальный адрес, — снова встает Маслова. — Остальные страницы имеют совершенно другие адреса, поэтому с этими публикациями можно ознакомиться, не только попадая через главную страницу. Также следует отметить… <…> что маркироваться должно все.
Адвокат Михаил Бирюков ставил на стол перед судьей коробку, обклеенную логотипами «Мемориала» — это доказательства защиты. Он предлагает судье посмотреть книги, изданные «Мемориалом» и убедиться в том, что на них проставлена маркировка.
Судья Алла Назарова берет книги одну за другой, читает их название и маркировку об «иностранных агентах».
Теперь адвокат Бирюков рассказывает про премии, которые выиграл «Мемориал».
Юристы тем временем достают из-под своих столов и распаковывают картонные коробки, обернутые в противоударный полиэтилен с пупырышками; раздается мерзкий звук отдирания скотча и шуршания пластика. В коробках — многочисленные премии, статуэтки, грамоты.
Юристки говорят, что не могут вскрыть коробки быстрее, так как им не разрешили пронести ножницы.
Наконец, судье Алле Назаровой передают позолоченную статуэтку; она вертит ее в руках. Адвокат Бирюков рассказывает о премии, но слышно ее название плохо из-за шуршания полиэтилена.
— Может, не надо все вскрывать… Мы же все же в суде, правда? — косится судья Назарова на коробки, которые не кончаются.
Защитники «Мемориала» продолжают.
Прокурор сломал одну из наград, сообщает телеграм-канал «Мемориала».
Судья Алла Назарова рассказала о внепроцессуальных обращениях, поступивших на сайт Верховного суда — 26 человек написали в поддержку «Мемориала», один — в поддержку иска Генпрокуратуры, сообщает телеграм-канал правозащитной организации.
Юрист Вайпан просит судью огласить тома, которые она недавно быстро пролистала — там подробно расписаны переводы «Мемориалу». Он объясняет: это важно, так как судья упоминала только заграничные транзакции, что создает необъективную картину — ведь большинство пожертвований приходили из России.
После короткой перепалки судья читает несколько листов: 8-9 переводов из 10 оказываются из российских городов — среди них Пятигорск, Москва, Пермь, Екатеринбург, Краснодар, Орел, Петрозаводск, Абакан, Сызрань, Иркутск, Южно-Сахалинск. Заграничные переводы — Израиль, США, Испания, Эстония — тоже упоминаются.
После нескольких минут чтения судья завершает; Вайпан благодарит ее.
Защита «Мемориала» помогает судье Назаровой зайти с компьютера на страницы общества в Инстаграме; присутствующие сразу же находят маркировку о том, что «Мемориал» внесен в реестр иностранных агентов — это указано в био профиля.
Тогда прокурор Маслова просит открыть любой пост — чтобы доказать судье, что каждый пост не промаркирован. Адвокат Эйсмонт встает и говорит, что она отправила адвокатский запрос в Минюст и РКН с просьбой прояснить, нужно ли ставить маркировку везде, так как в законе это не прописано.
Поднимается юрист Вайпан: он просит приобщить к материалам дела статью прокурора Дмитрия Вагурина об «иностранных агентах».
— Повсеместно организуется деятельность иностранных и международных неправительственных организаций, некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, финансовых, экономических и политических структур, а также частных лиц, направленная на дестабилизацию общественных отношений, — читает юрист статью Вагурина.
Прокурор Алексей Жафяров встает, чтобы вступиться за коллегу: говорит, что претензии защитников «Мемориала» попросту неэтичны.
— Статья была написана им во время научной деятельности, это его мысли как ученого, — говорит Жафяров. — Преследовать его как ученого за его мысли и пытаться представить как позицию ведомства… Это, очевидно, передергивание.
Судья соглашается с прокурором и отказывает в приобщении статьи Вагурина.
Рассмотрение дела закончено. Прения назначены на 28 декабря на 11 часов утра.