Вечером 31 мая оппозиционера Андрея Пивоварова сняли с самолета, который готовился к взлету в петербургском аэропорту Пулково. Самолет, выполнявший подготовительные к взлету маневры к рейсу в Варшаву, вернулся на стоянку по приказу диспетчерской службы. Бывшего исполнительного директора ликвидированной организации «Открытая Россия» повезли домой на обыск.
На следующий день Пивоварова увезли в Краснодар, где он проходит по уголовному делу о сотрудничестве с «нежелательной организацией» (статья 284.1 УК). Дело было возбуждено 29 мая — через два дня после ликвидации «Открытой России».
«Би-би-си» пишет, что причиной для возбуждения дела стал пост в фейсбуке: по версии краснодарского следствия, днем 12 августа 2020 года Пивоваров, находясь в Краснодаре на улице Чекистов, выложил в фейсбуке «информационный материал "Объединенные демократы"» с агитацией по сбору средств, хотя в отношении него за год уже вступили в силу два решения по статье 20.33 КоАП.
Бывшая председательница «Открытой России» Анастасия Буракова уточнила, что речь идет о записи на публичной странице политика: 12 августа он репостнул сообщение «Объединенных демократов» со словами: «Мы впервые делаем проект сразу в 4 регионах <…> Если у вас есть возможность — поддержите проект, сейчас средства идут на печатную агитацию и сбор документов».
В 2017 году Генпрокуратура признала нежелательными три зарубежные организации, связанные с Михаилом Ходорковским. После этого российских активистов «Открытой России» стали преследовать по административным и уголовным статьям.
Корреспондентка «Медиазоны» передает, что у здания Первомайского районного суда собрались несколько человек, пришедших поддержать Пивоварова, в том числе бывший координатор «Открытой России» Татьяна Усманова и бывший координатор краснодарского отделения Яна Антонова.
К журналистам вышла пресс-секретарь Краснодарского краевого суда Мария Пирогова, которая сказала, что заседание пройдет в большом зале. Пивоваров уже доставлен в суд; его адвокат знакомится с материалами.
В октябре прошлого года суд в Краснодаре приговорил Антонову к 240 часам обязательных работ по делу о сотрудничестве с «нежелательной организацией».
В зал заводят Андрея Пивоварова; наручники с него снимают и заводят в клетку. Ему разрешают не надевать медицинскую маску.
Политик приветствует собравшихся и выступает с короткой речью.
— Забавная ситуация, я не ожидал. 27 числа ликвидировали «Открытку», я собираюсь поехать в отпуск — и тут событие: в самолет входят полицейские и говорят: «Вы в федеральном розыске». Безумная спецоперация, меня возили эшники.
С чем связано? Я вел переговоры с «Яблоком» и планировал баллотироваться [на выборах в Госдуму]. Дело сфабриковано за два дня, когда поняли, что потом ничего сделать нельзя. Кроме как желания ограничить политическую деятельность ничего больше не вижу.
— Ничего, что судья зашел? — вставляет вошедший в зал судья Алексей Краснопеев, которого не заметили во время выступления Пивоварова.
Судья Краснопеев открывает заседание. Следствие представляет старший следователь по фамилии Саврасенко, интересы Пивоварова представляет адвокат Александр Валявский.
Суд просит Пивоварова представиться, тот надевает маску. Судья говорит еле слышно, но просит политика говорить погромче.
Во время рассмотрения ходатайств СМИ о съемке заседания прокурор выступает против, ссылаясь на тайну следствия. Пивоваров просит удалить представителей РЕН-ТВ и НТВ. Судья Краснопеев разрешает съемку всем журналистам.
Адвокат Валявский советуется с Пивоваровым и говорит, что заседание не может проходить в Первомайском суде, поскольку нарушена подсудность: ходатайство нужно рассматривать либо в Петербурге, либо в Октябрьском районном суде Краснодара. Он просит передать материалы в Октябрьский суд и освободить Пивоварова из-под стражи.
Прокурор возражает: следственный орган находится на Красноармейской улице, а значит рассматривал ходатайство следствия должен Первомайский районный суд.
Судья соглашается с прокурором и отказывает защите. Больше ходатайств на этой стадии нет.
Следователь Саврасенко представляет ходатайство о заключении Пивоварова под стражу.
Он читает документ, где говорится, что британская «Открытая Россия» признана нежелательной организацией и что перечень таких организаций доступен в интернете.
12 августа прошлого года, считает следствие, находясь на проспекте Чекистов в Краснодаре, Пивоваров продолжил свое участие в деятельности нежелательной организации, опубликовав в своем фейсбуке материал «Объединенных демократов», где содержалась агитация. Местонахождение политика не установили, объявили его в розыск, после чего задержали.
Следователь отмечает, что Пивоваров вину не признает. При избрании меры пресечения он просит суд учесть, что политика обвиняют в преступлении против основ конституционного строя, за которое ему грозит до шести лет лишения свободы. Также Саврасенко настаивает, что Пивоваров пытался скрыться, места жительства в Краснодаре у него нет, как и заболеваний, запрещающих находиться в изоляторе.
СК считает, что Пивоваров узнал о возбуждении дела, сообщил об этом знакомым и решил скрыться, купив билеты на рейс в Польшу. В дальнейшем он якобы планировал скрываться в Грузии, где у него открыт расчетный счет. Намерений вернуться, говорит Саврасенко, оппозиционер не имел.
Пивоваров может уничтожить доказательства его вины или иным путем воспрепятствовать следствию, заключает Саврасенко. Он просит отправить политика в СИЗО.
Адвокат задает вопросы о том, как следователь уведомил Пивоварова об уголовном деле. Следователь отвечает, что тот «был уведомлен в соответствии с законом», но конкретный способ пояснить не может: уведомление зарегистрировали в канцелярии и отправили, но занимался этим другой следователь.
Адвокат уточняет, как долго на практике идут такие уведомления; следователь не может ответить на этот вопрос. Защита подчеркивает, что если бы Пивоварова уведомили об уголовном деле, он бы сразу приехал.
Сотрудник СК отмечает, что в зале заседаний ведется видео- и фотосъемка, а часть документов — тайна следствия. Адвокат продолжает требовать доказательства, что Пивоваров скрывался — «кроме догадок».
— Я только что ответил, это тайна следствия.
Прокурор говорит, что ходатайство следователя обосновано и просит его удовлетворить, а также просит суд учесть, что Пивоваров объявлялся в розыск.
Слово берет адвокат Пивоварова Александр Валявский.
— Уважаемый суд, мы категорически возражаем по [следующим] основаниям. Подзащитный не знал о возбуждении дела. Прошу обратить внимание, что прошло двое суток. Обвинитель говорит, что он был объявлен в розыск. Нет, уважаемый суд, не был. Следователь сел и просто напечатал постановления.
Защита просит «проверить минимальную обоснованность» того, что вменяют Пивоварову — это новость о ходе избирательной кампании.
— Уважаемый суд, нельзя преследовать граждан за критику власти. Нельзя искусственно придумывать составы преступления.
Далее Валявский переходит к тому, что СК не представил доказательств готовности Пивоварова скрыться или того, что он будет препятствовать следствию. Справку о счете в грузинском банке следствие не получило, утверждения о том, что Пивоваров предупреждал друзей, что хочет скрыться в Польше, также не подкреплены доказательствами.
— Мой подзащитный взят под стражу по надуманным основаниям, и следователь использует типичные формулировки. Пивоваров не судим и связывает дело с тем, что критиковал власть, и занимает активную гражданскую позицию, хотел баллотироваться. Я склонен полностью ему доверять. Прошу в удовлетворении ходатайства отказать, никаких оснований для такой меры пресечения нет.
Слово берет второй адвокат Пивоварова, имени которого расслышать не удается. Он говорит, что неясно, кому поручали розыск Пивоварова, этого нет в материалах дела.
Выступает Андрей Пивоваров.
— Уважаемый суд, я слушал прокурора, и меня поразило, что он говорил об угрозе безопасности государства. Не кажется ли вам это фарсом? Если пост в фейсбуке угрожает государству, то что это за государство? Я хочу, чтобы в России была сменяемость власти. Правоохранительным органам и следствию было известно, что я хотел участвовать в выборах. Мы видим тенденцию, что если кто-то хочет баллотироваться, то появляются дела: у кого-то мошенничество, у кого-то домашний арест. Под эти жернова попал и я. Все, кто говорил о выборах, все находятся под давлением. Вот в чем дело, а не в посте, который написан год назад.
Пивоваров подчеркивает, что он гражданин России и член только российских организаций, которые не могут быть признаны нежелательными в принципе. Он говорит, что, несмотря на абсурдность обвинений, «Открытую Россию» было решено ликвидировать как структуру 27 мая, о чем было объявлено публично. Тем не менее через два дня против него возбудили дело, и единственная причина, по его мнению, это желание участвовать в выборах в Госдуму.
— Я находился в самолете, действительно планировал уехать. Если я был в розыске, почему не было проблем на таможенном контроле? Я публичное лицо, у меня телефон всегда включен, я всегда на связи и в соцсетях. Никто не звонил, уведомления не было. Единственное, когда я узнал о розыске, это в 10 вечера в кабинете у следователя. До этого я не знал.
Пивоваров говорит, что есть все основания признать его невиновным, а пока просит избрать любую меру пресечения кроме ареста: друзья готовы внести залог и уже нашли квартиру для проживания в Краснодаре, он готов ходить на все заседания и следственные мероприятия.
— Давайте вместе не будем унижать Россию, [а будем] добиваться справедливости.
Адвокат Пивоварова напоминает еще раз про возбуждение дела 29 мая, хотя события произошли годом ранее. Он снова подчеркивает, что считает ложными утверждения следователя о том, что Пивоваров говорил друзьям об отъезде в Польшу, чтобы остаться за границей.
— Этой информации нельзя доверять, ее никак нельзя проверить. Эту справку невозможно проверить. Все что хочет опер, то и напишет, это невозможно проверить.
Судья почти шепотом переходит к перечислению документов.
Защита просит приобщить договор аренды квартиры в Краснодаре и отмечает, что собственник присутствует в зале. Также адвокат просит приобщить свидетельство о заключении брака, о рождении ребенка, копии удостоверений о том, что в разное время Пивоваров являлся членом избирательной комиссии, 40 листов с личными поручительствами «политиков и неравнодушных граждан».
Прокурор изучает документы и не против приобщения характеризующих материалов, остальное — на усмотрение суда. Судья Краснопеев приобщает все материалы.
Защита ходатайствует о признании незаконным протокола задержания, в котором не раскрыты основания и мотивы — указаны лишь «иные данные».
— Какие иные данные? Это самый настоящий произвол! Каждое решение следователя должно быть мотивировано, разве можно написать «иные» и не указать, какие.
Судья защите отказывает и объявляет о переходе к прениям сторон.
Следователь просит арестовать Пивоварова на два месяца, защита возражает. Пивоваров берет слово.
— Есть практика, что суды в большинстве случаев утверждают позицию прокуратуры. Часто слова прокуратуры совпадают с тем, что просит следствие. Я бы хотел, чтобы вы изучили документы. Я наиболее заинтересован в том, чтобы следствие развивалось. Я буду в этом участвовать, но мне, как нормальному человеку, хочется делать это на свободе. Я прошу объективно рассмотреть материалы дела и избрать любую другую меру, кроме заключения [под стражу].
Судья удаляется для вынесения решения.
Пивоваров некоторое время общается с журналистами
— Видимо рейтинг власти такой, что даже на трехдневном голосовании не смогут [обеспечить нужный результат]. В этом деле все фарс, они хотели, видимо, подвести нас под новый закон, а мы [организацию] ликвидировали. И [силовики] такие: как так?
На Пивоварова надевают наручники и уводят.
Через полтора часа Андрея Пивоварова заводят в зал, снимают наручники и помещают в клетку.
Сторонники говорят, что Алексей Анатольевич [Навальный] передавал ему привет из колонии.
— Вау, — реагирует Пивоваров и сожалеет, что эту характеристику не передали суду.
Политик рассказывает, что из Петербурга его привезли в Анапу, а оттуда на машине три часа везли с мигалками, причем сотрудники ругались друг на друга, потому что у ДПС была быстрая машина, а у сотрудников Центра «Э» медленная.
— Краснодар прекрасен, погода прекрасная, люди хорошие. Я сам город пока мало видел, но мне нравится.
Судья перечисляет аргументы следствия: британская «Открытая Россия» входит в число «нежелательных организаций», Пивоваров в августе 2020 года выложил пост в фейсбуке; согласно результатам ОРМ, поступившим в Краснодарский край, хотел уехать в Варшаву, после возбуждения дела было вынесено постановление о розыске, после задержания допрошен в качестве подозреваемого.
Суд учитывает наличие ребенка, положительную характеристику, однако отмечает, что Пивоваров подозревается в преступлении против основ конституционного строя, не имеет постоянного места жительства в Краснодаре и не брал обратный билет при вылете в Польшу.
Домашний арест суд считает невозможным, поскольку Пивоваров на основании регистрации живет в Петербурге, а в договоре аренды квартиры в Краснодаре не прописана арендная плата, следовательно есть сомнения в его подлинности. Залог суд также назначать отказывается.