Анархист Дмитрий Бученков — один из последних фигурантов «болотного дела», которое возбудили после столкновений участников «Марша миллионов» с силовиками на Болотной площади 6 мая 2012 года. Его задержали в декабре 2015 года.
Активиста обвиняют в применение насилия к полицейским
(часть 1 статьи 318 УК) и участии в «массовых беспорядках» (часть 2 статьи 212 УК). Как считает обвинение, 6 мая Бученков бил полицейских, распылил в их сторону перцовый газ и перевернул биотуалеты.
При этом сам анархист и его родственники настаивают: Бученкова вообще не было на Болотной площади, так как в это время он уезжал в Нижний Новгород. База ГИБДД подтверждала, что 5 мая машина Бученкова уехала из Москвы и вернулась в город только 8 мая. Кроме того, независимая экспертиза показала, что на фото с акции, которыми обвинение доказывает свою позицию, запечатлен не Бученков.
Несмотря на это, дело Бученкова дошло до суда. Но на одно из заседаний в ноябре 2017 года Бученков, находящийся под домашним арестом, не пришел. Позднее он сообщил, что уехал из России и получил политическое убежище в Литве, где живет до сих пор со своей семьей.
Замоскворецкий суд заочно арестовал Бученкова, а рассмотрение его дела приостановили. Однако в конце ноября этого года СК попросил суд возобновить процесс над Бученковым и провести его в заочном режиме. По словам адвоката Светланы Сидоркиной, возобновление процесса связано с тем, что Интерпол прекратил розыск Бученкова, так как тот получил политическое убежище.
Слушателей и журналистов позвали в зал. На заседание по делу Дмитрия Бученкова пришли пять журналистов и один активист. Представлять интересы подсудимого будет адвокат Светлана Сидоркина, защитник Илья Новиков участвовать в процессе сегодня не будет.
Судья Лариса Семенова спрашивает, все ли журналисты подавали заявки, но ей отвечают, что пишущая пресса не должна подавать никаких заявок.
Самого Бученкова в зале нет. Защитница Светлана Сидоркина считает, что проводить процесс без него невозможно. Однако судья Семенова решает открыть заседание без него.
Тогда адвокат Сидоркина решает заявить два ходатайства. Первое — о приобщении заключении психолога Владимира Рубашного о том, что Бученков не имеет криминогенных черт и не должен быть заключен под стражу.
Второе — об исключении двух экспертиз по видеозаписям из дела, произведенных по запросу следствия. Защита ставит под сомнение квалификацию экспертов и указывает на отсутствие сведений об оборудовании, которое использовалось при проведении экспертиз.
Кроме того, считает Сидоркина, были нарушены требования методики проведения экспертиз.
Сидоркина передает судье Ларису Семеновой стопку листов, на которых ее ходатайства изложены письменно.
— Относительно ходатайства о приобщении заключении специалиста полагаю приобщить возможно. Что касается второго ходатайства защиты — полагаю, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку ходатайство основано на субъективной оценке защитника, — говорит прокурор, добавляя, что Сидоркина не обладает специальным знанием, чтобы оспаривать выводы эксперты.
Судья на месте удовлетворяет ходатайства частично и решает заключение психолога Владимира Рубашного приобщить и исследовать в суде; по ходатайству об исключении двух экспертиз судья примет решение в совещательной комнате при вынесении приговора.
Судья Семенова зачитывает заключение психолога Владимира Рубашного с описанием характера Бученкова. Психолог пишет, что Бученков избегает конфликтов с окружающими, проявляет мягкость в характере, разносторонен, криминальные черты личности у него не обнаружены.
После этого адвокат Светлана Сидоркина говорит, что все доказательства по делу суду представлены.
Теперь у прокурора есть дополнения. Она просит исследовать еще несколько страниц из материалов дела, объясняя, что «там процессуальные документы, осмотр интернет-ресурса».
Гособвинитель читает: 6 декабря 2015 года следователь Александр Уранов при понятых осматривал раздел «Яндекс.Новости», забив в поисковую строку фамилию Бученкова. Следователь сделал вывод, что о следственных действиях у Бученкова сообщил Королев, в чьем жилище проводился обыск.
Также сказано, что в СМИ защитой была озвучена позиция, что Бученков находился в Греции, а не на Болотной площади, пересказывает протокол прокурор.
— Анализируются все новостные ленты, новости, которые имеются на указанную дату, – резюмирует представительница прокуратуры и заканчивает.
На этом судья Семенова объявляет судебное следствие закрытым и переходит к прениям.
Первой выступает прокурор. Она напоминает, что рассматривается дело против Бученкова, «скрывшегося от следствия». Пересказывает обвинение версию обвинения.
Бученков, считает гособвинитель, «поддался противоправным призывам и принял участие в беспорядках», во время которых демонстранты забрасывал силовиков палками, камнями, зажигательными смесями, повалили биотуалеты.
Во время этого, продолжает прокурор, пострадали не менее 80 силовиков. Подсудимый «прицельно» бросил не менее двух стеклянных бутылок в неустановленного силовика и попал ему в шлем и ладонь.
Затем Бученков, по версии обвинения, попытался затеряться в толпе и применил еще к нескольким силовикам насилие — наносил им удары, отчего те испытали физическую боль. С потерпевшего Круглова он сорвал шлем, говорит прокурор.
Гособвинитель продолжает выступать в прениях:
— Кроме того, Бученков а также [Дмитрий] Рукавишников, [Леонид] Ковязин, [Олег] Мельников стали переворачивать биотуалеты, преграждая проезжую часть, — быстро читает прокурор с листа. Так молодые люди, по версии обвинения, пытались помешать движению силовиков.
Далее представительница гособвинения перечисляет, что силовики нашли на Болотной площади после столкновений: стеклянную бутылку со сколотым горлышком, деревянные бруски, аэрозольный баллончик, заваленные биотуалеты.
Вина Бученкова, продолжает прокурор, подтверждается показаниями свидетелей и потерпевших из числа силовиков. Представительница гособвинения говорит, что их показания позволили идентифицировать Бученкова как человека, который запечатлен на видеозаписях из материалов дела.
Далее прокурор пересказывать показания силовиков. Из них следует, что Бученков шел в черном пальто, его прозвище был «Сим», он пользовался «безоговорочным авторитетом в своей колонне», говорил свидетель-силовик Герасимов. Похожие показания давали и другие полицейские.
Теперь прокурор упоминает экспертизы, согласно которым на видеозаписях в темном плаще запечатлен именно Бученков.
Прокурор говорит о позиции защиты: первую версию о нахождении Бученкова в Греции 6 мая выдвинулась «СМИ, освещавшими дело с позиции защиты».
Затем, утверждает представительница гособвинения, посредством различных сайтов, «симпатизирующих Сидоркиной», и мероприятий продвигалась версия о том, что Бученков 6 мая был в Нижнем Новгороде.
Исходя из всего этого, прокурор потребовала по части 2 статьи 212 УК (участие в массовых беспорядках) приговорить Бученкова к шести годам колонии, по части 1 статьи 318 УК (применение насилия к отношении представителя власти) — к трем с половиной годам. Суммарно гособвинение требует для активиста восемь лет колонии общего режима.
Теперь выступает адвокат Светлана Сидоркина. По ее мнению, гособвинение запросило «чудовищный срок».
— Бученков вину не признает, поскольку не был участником событий на Болотной площади 6 мая 2012 года, — говорит адвокат. Она подчеркивает, что Бученков последовательно говорил, что 6 мая был в Нижнем Новгороде на даче с сестрой и родителями.
По мнению защитницы, «доказательства стороны обвинения дают основания поставить под сомнение виновность Бученкова». Она считает, что показания Бученкова являются последовательными и подтверждаются показаниями свидетелей.
Адвокат Светлана Сидоркина продолжает выступать в прениях. Она напоминает, что в дневнике сестры Бученкова была запись о том, что ее брат 5 мая 2012 года приехал в Нижний Новгород и уехал только вечером 6-го. Специалисты, проводившие исследование, подтвердили, что записи были сделаны именно в эти даты.
— Защита считает, что следствие злоупотребило своими правами, поскольку не приняло никаких мер для того, чтобы поставить вопрос о проведении экспертизы дополнительной по тем снимкам, которые были обнаружены, — говорит Сидоркина. — Эти снимки были достаточно четкие, на них была видна ушная раковина этого молодого человека, только по одному этому признаку можно было определить, является ли этот молодой человек и Бученков одним лицом.
Адвокат Светлана Сидоркина, выступая в прениях, также говорит о необоснованности ареста имущества Бученкова — его квартиры в Подмосковье и машины.
Она также обращает внимание, из чего состоит асфальт и на основании этого делает вывод, что он устойчив к температурным перепадам и другим воздействиям, а значит граждане не могут просто так его повредить без специальных средств.
Прения продолжаются. Адвокат Светлана Сидоркина просит учесть, что Бученков — кандидат наук, работал в Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Пирогова, вел обширную научную деятельность.
Защитница напоминает, что ее подзащитный также написал книгу «Анархисты в России в конце XX века». Бученков, продолжает Сидоркина, считает себя анархо-коммунистом, исходя из своих убеждений, он был заявителем шествий 1 мая, выступал с пикетами в поддержку политзаключенных, читал лекции об истории анархизма как в России, так и за рубежом (в Германии, Греции, Украине). Кроме того, он издавал газету «Московская электричка» в просветительских целях.
— Защита приходит к мнению о необходимости прекращения уголовного преследования, — заканчивает Сидоркина.
Так как Бученкова на заседании нет, произносить последнее слово некому. Реплик у сторон также нет. Поэтому судья Лариса Семенова объявляет в заседании перерыв — приговор огласят 23 декабря в 14:00.