Люблинский районный суд Москвы с мая рассматривает дело «Нового величия». На скамье подсудимых восемь фигурантов — Анна Павликова, Мария Дубовик, Максим Рощин, Сергей Гаврилов, Петр Карамзин, Дмитрий Полетаев, Вячеслав Крюков и Руслан Костыленков. Их обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем (части 1, 2 статьи 282.1 УК). Все они отказались признать вину.
Еще двух фигурантов осудили после признания вины и досудебного соглашения. Так, Рустам Рустамов получил два года условно за пособничество в участии в экстремистском сообществе (часть 5 статьи 33, часть 2 статьи 282.1 УК).
Еще один признавший вину Павел Ребровский получил два с половиной года колонии общего режима. Однако затем на основном процессе по делу «Нового величия» он отказался от своих показаний и сообщил о давлении следователя. Дело Ребровского отправили на пересмотр.
В суде уже был допрошен и ключевой свидетель обвинения — информатор силовиков Руслан Д. Он давал показания в «условиях, исключающих видимость», и данные о его личности судья проверял непублично. Руслан Д. признался, что создал «устав» движения, но уверял, что там не было его идей: «По итогу собрания я сделал документ и отправил его. Хочу подчеркнуть, что в документе, который мы назвали единым уставом, моих идей вообще не было. Там были идеи Костыленкова, Павликовой и остальных».
Также Руслан Д. объяснил причины вступления в движение: «Это мое хобби — ходить по разным собраниям разных организаций».
Заседание начинается. Журналисты следят за процессом в другом зале, где настроена трансляция. Сегодня с показаниями выступит подсудимый Вячеслав Крюков. В октябре он вскрыл себе вены прямо в зале суда, протестуя против очередного продления срока ареста.
Допрос начинает адвокат Крюкова Дмитрий Иванов:
— Вы себя виновным признаете?
— Нет, не признаю.
— Были знакомы с другими обвиняемыми?
— Был знаком. Никаких общих отношений, ничего общего не было. Никаких общих идей и целей не было. Я вообще поражен, что из этого всего создали такое обсуждение.
— Являетесь ли вы учредителем, организатором, участником так называемой организации «Новое величие»?
— Нет, я не являюсь, потому что данной организации не существовало в принципе.
Адвокат спрашивает, входил ли Крюков в верховный совет «Нового величия», участвовал ли он в разработке устава. Крюков отвечает отрицательно.
Адвокат Иванов продолжает задавать вопросы:
— Кто занимался созданием устава?
— Это человек, которого зовут в телеграме Руслан Д. Он же засекреченный свидетель Руслан Данилов, он же Раду Зелинский.
— Являлись ли вы организатором или участником экстремистского сообщества?
— Нет, никогда.
— Распространяли ли вы листовки с экстремистскими лозунгами?
— Никогда не создавал и не распространял.
— Незаконные акции?
— Никогда не участвовал.
— Призывали ли в участию массовых беспорядках, в том числе вооруженных для свержения действующей власти?
— Нет, никогда.
На вопрос, участвовал ли Крюков в чате, где обсуждались массовые беспорядки и свержение действующей власти, подсудимый отвечает отрицательно.
Далее Крюков говорит, что никогда не планировал массовых беспорядков, вооруженных нападений, никогда не имел ничего против людей других конфессий и национальностей.
На этом допрос окончен. В конце он говорит, что больше на вопросы отвечать не будет и воспользуется 51-й статьей Конституции.
Прокурор Рустам Иванов предлагает допросить остальных подсудимых, но адвокаты отвечают, что обещали один допрос, и он проведен.
Заседание откладывается на 3 декабря. На нем выступит свидетель Чижов и один из фигурантов дела.