28 августа в Минске задержали 22-летнего Никиту Чирцова. Милиционеры сообщили ему, что он находится в межгосударственном розыске за участие в московской акции 27 июля. Его передали миграционной службе, чтобы выслать в Россию.
30 августа Чирцова выслали в Россию — он прилетел в аэропорт Домодедово, но там его никто не стал задерживать, несмотря на розыск. Молодого человека задержали только 2 сентября. Его обвинили в применении насилия к представителю власти (часть 1 статьи 318 УК). Пока неизвестно, какие действия стали поводом для этого.
Свое участие в акции 27 июля он описал «Медиазоне» так: «Слева от меня парень был, стали толкать забор, образовалась дыры, я зачем-то в нее прыгнул и побежал. Собственно, меня стали сотрудники [задерживать], я выставил руки и начал от них убегать. И все».
Устанавливается личность Чирцова, говорит, что у него неоконченное высшее образование, 3 курса, не женат, нет детей. Зарегистрирован в городе Березники, Пермский край.
Судья спрашивает:
– В Москве где-то живете?
– Нет.
– А что приехали?
– Гулять.
– В армии служили?
– Отсрочка, временно не годен.
– Еще заболевания имеются?
– Гастрит еще.
Защитник Чирцова адвокат Александр Борков просит пересадить своего подопечного из клетки на скамью, ссылаясь на нормы ЕСПЧ. Судья отказывает.
Теперь говорит следователь Олег Шачнев.
По его словам, Чирцов участвовал в несогласованной акции, действовал умышленно. Толкнул сержанта полиции в область грудной клетки и плеча, причинив ему боль. Эти данные подтверждаются показаниями потерпевшего.
2 сентября 2019 год Чирцов был задержан, ему предъявлены обвинения по части 1 статьи 318 УК (насилие в отношении представителя власти, не опасное для здоровья).
Есть основания полагать, что Чирцов намеренно скрылся от органов следствия, говорит следователь.
«Учитывая изложенное, следствие полагает, что Чирцов может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказывать давление на свидетелей», — произносит представитель СК традиционные слова.
Он просит отправить Чирцова на два месяца в СИЗО. Прокуратура поддерживает следствие.
Теперь выступает адвокат Борков. Он обращается к подзащитному:
— В какой момент вам стало известно об уголовном деле?
— Когда меня задержали, 28 августа.
— До 28-го вы кроме Беларуси ездили куда-то?
— Нет.
— Из Москвы после 27 июля вы выдвинулись куда?
— Из Москвы я выехал в Беларусь.
— 28 августа сотрудники полиции Беларуси (на самом деле милиции — МЗ) известили вас о том, что в отношении вас возбуждено уголовное дело. Что было дальше?
— Дальше меня поместили в камеру на ночь, потом попросили у меня [банковскую] карту, купили билет и выслали.
— Вас сопровождали?
— До стойки регистрации.
— Билет какой?
— На самолeт.
— Когда и в какой аэропорт прилетели?
— Домодедово, около 6 вечера 29 числа (в действительности 30 августа — МЗ).
— Вас кто-то остановил на пункте паспортного контроля?
— Нет.
— Сотрудники полиции встретили?
— Нет.
— Что вы делали в аэропорту?
— Ходил, искал, чтобы меня кто-то встретил.
Чирцов говорит очень тихо.
По словам адвоката, основной аргумент следствия в том, что Чирцов может скрыться от следствия, правосудия.
«В материалах находится постановление, отправленное моему подзащитному по адресу места жительства в Березниках. То есть, фактически не находясь в Березниках, он не мог знать, что в отношении него возбуждено дело. Об этом он узнал уже только в Беларуси. Чирцов прилетел в аэропорт, благополучно подождал сотрудников, которые должны были его встретить. На контроле его никто не встретил, в наручники не заковал. Таким образом, что он может скрыться, речи идти не может», — говорит адвокат Борков.
Заключение под стражу используется как крайняя мера, добавляет он. В каждом случае нужно подходить индивидуально, основываясь на постановлении пленума Верховного Суда.
Адвокат Борков предлагает избрать своему подзащитному более мягкую меру пресечения, не связанную с заключением под стражу. Например, подписку о невыезде.
Следователь и прокурор против более мягкой меры пресечения.
«Внимательно выслушал доводы адвоката. Человек совершил преступление в отношении органов власти. Каждый человек может узнать, что этого делать нельзя. О возбуждении дела и заключении под стражу других участников можно было узнать из сети интернет с помощью мобильного телефона», — говорит следователь.
Судья возвращается в зал и зачитывает постановление. Почти ничего не слышно, передает корреспондент «Медиазоны» из зала суда.
Судья Евгения Николаева соглашается с доводами следствия, что на свободе Чирцов будет препятствовать расследованию. Арест в СИЗО на два месяца, до 2 ноября.