О драке между футболистами и чиновниками стало известно 8 октября. Первоначально об этом сообщали телеграм-каналы и источники новостных агентств, вечером МВД отчиталось о возбуждении дела по статье 116 УК (побои) из-за драки в одном из московских кафе, не уточняя деталей происшествия.
Адвокат Дениса Пака рассказывал, что футболисты напали на его доверителя после того, как он сделал им замечание; его ударили стулом по голове и оскорбили «по национальному признаку». Причиной драки с Соловчуком, которая произошла за несколько часов до этого, также стал словесный конфликт.
10 октября стало известно, что МВД возбудило дело по части 2 статьи 213 УК и выделило его в отдельное производство. Максимальное наказание по этой статье — до семи лет лишения свободы. Полиция пообещала объявить футболистов в розыск, если они не явятся на допрос к 18:00. Кокорин и Мамаев пришли на Петровку, после следственных действий их задержали на 48 часов.
МВД сообщало, что будет просить об аресте подозреваемых 12 октября, но по неизвестным причинам изменило свои планы.
Информации о том, признали ли вину задержанные, пока нет. Адвокат Кокорина Олег Попов рассказывал агентству «Москва», что Денис Пак сам был инициатором конфликта. По его версии, чиновник нецензурно оскорбил футболиста, после чего получил один удар.
«Действия Кокорина в отношении Пака были спровоцированы самим потерпевшим, там же, в кафе, конфликт был полностью исчерпан, его участники принесли друг другу извинения», — сказал защитник.
Кроме того, Попов считает, что из обвинений его подзащитному стоит исключить статью о хулиганстве организованной группой, так как он бил Пака один, остальная компания сидела за столом.
Документы по задержанным поступили в суд. Арест Александра Кокорина будет рассматривать судья Мария Сизинцева, арест Мамаева — судья Дмитрий Гордеев. Судя по сайту Тверского суда, судью младшему брату Кокорина Кириллу пока не назначили.
Самих подозреваемых пока не доставили.
Корреспондент Русской службы «Би-би-си» Елизавета Фохт сравнивает качество связи в здании Тверского суда со связью в Ингушетии, где «Мегафон» недавно отключал мобильный интернет во время массовых митингов.
Корреспонденты «Медиазоны» также сталкивались с проблемами со связью в новом здании на Каланчевской улице. Редакция обратилась к председателю суда Ольге Солоповой с просьбой объяснить причины этого, однако она сообщила, что суд не несет обязанности по обеспечению доступа к интернету журналистам. Кроме того, по мнению Солоповой, плохое качество мобильной связи никак не должно влиять на работу корреспондентов.
Судья Мария Сизинцева заходит в зал.
Кокорин встает и представляется, говорит, что родился в Валуйках, есть высшее образование, на иждивении у него ребенок 2017 года рождения, сам он профессиональный спортсмен, выступает за футбольный клуб «Зенит». Зарегистрирован в Москве, ранее не судим.
В заседании участвуют прокурор Кочнев, следователь Костюкова, а Кокорина представляет адвокат Олег Попов. Всего в зале суда около 40 слушателей, двое приставов и двое полицейских.
Судья говорит, что в Тверской суд Москвы поступило ходатайство об аресте Кокорина. В документе говорится, что 10 октября с уголовным делом о побоях соединены еще два дела. Кокорин задержан в порядке 91 и 92 статей УПК, обвинение ему еще не предъявили.
Выступает следователь Костюкова. Она говорит, что преступления совершены с соучастниками в короткий промежуток времени, что свидетельствует о социальной опасности подозреваемого. Кокорин, имея связи и деньги, может выехать за границу, говорит следовательница. Иной меры пресечения, по ее мнению, избрать нельзя.
Следователь добавляет, что Кокорин подозревается в том числе в тяжком преступлении, обладает значительными денежными средствами и поэтому может скрыться от следствия и суда.
Судья переходит к исследованию материалов: постановление о возбуждении дела, документы, касающиеся создания следственной группы для расследования дела. Всего судья упоминает два дела по статье о побоях (116 УК) и одно — по хулиганству (213 УК); все три были соединены в одно дело.
Далее Сизинцева перечисляет заявление потерпевшего чиновника Пака о насилии из-за его национальности. Из него следует, что около 10 человек выпивали в кафе, затем он попросил компанию не высказываться о его национальности и расовой принадлежности. Затем, говорит судья, описывается «реакция» на его замечание, в том числе — удар стулом. Судья только пересказывает заявление, а не читает его.
Также в деле есть справка из медицинского центра о закрытой черепно-мозговой травме, сотрясении мозга, ушибах левого плеча и лица и других повреждениях этого потерпевшего. Его допросили 10 октября, тогда он дал более подробные показания. Судья их тоже пересказывает — в протоколе допроса также говорится о национальной принадлежности потерпевшего, драке, брани и диагнозе.
В деле есть еще одно заявление — от Сергея Гайсина, который просит разыскать людей, спровоцировавших конфликт в «Кофемании» на Никитской улице. Согласно заявлению, Гайсин пытался успокоить людей, напавших на Пака, вся потасовка длилась примерно восемь минут. По словам Гайсина, ему угрожали, звучала фраза «Вам повезло, что вы еще живы». У него врачи диагностировали ушиб подбородка, кисти и рассечение губы. Гайсин также признан потерпевшим.
Последнее заявление — от Виталия Соловчука, водителя ведущей Первого канала. Он рассказал, что в 7 утра на него беспричинно набросились и стали избивать, а потом скрылись неизвестные люди. К материалам приложена справка из ГКБ им. Боткина с диагнозом закрытая черепно-мозговая травма, закрытый перелом костей носа, сотрясение мозга, ушибы мягких тканей лица. Этот потерпевший все еще находится в больнице.
Судья пересказывает его заявление: пьяная девушка села в машину, затем в боковое стекло автомобиля кто-то постучался, а Соловчук попросил девушку выйти из автомобиля. Он услышал мужской голос и в дальнейшем по неизвестной причине его стали бить. Потерпевший опознал футболистов Мамаева и Кокорина, но был еще как минимум один молодой человек, которого он не опознает. Он отметил, что его били, когда он лежал на земле.
Судья переходит к показаниям Мамаева. Он давал пояснения по видеозаписи из кафе, где произошел конфликт с чиновником.
«Описывал, каким образом происходили события, каким образом он участвовал», — говорит судья, не читая полностью документ.
Затем она исследует показания Кокорина. «Указывает, что Кокорина и Мамаева обозвал водитель данного автомобиля, они попросили объяснить», — говорит судья. Из пересказа показаний футболиста выходит, что конфликт с водителем был спровоцирован последним, а после драки футболисты отправились в «Кофеманию» на Никитской улице, где продолжили выпивать. В кафе, по версии Кокорина, чиновник тоже спровоцировал конфликт с ними.
Теперь показания менеджера «Кофемании» Шуваловой, которая рассказала, что в кафе выпивала компания примерно из 10 человек. Также она описала, «каким образом развивались события в прошедшей потасовке», говорит судья, не цитируя показания менеджера.
Следом судья Сизинцева пересказывает показания управляющего кафе. Судья отмечает, что это подробные показания и менеджер пытался всех успокоить, а Кокорин был пьян и громко кричал Паку, что тот будет отвечать за свои слова.
Судья просматривает протокол осмотра места происшествия и автомобиля Mercedes-Benz, перечисляет документы, касающиеся задержания Кокорина, — в них говорится, что его опознали потерпевшие.
Потом Сизинцева пересказывает показания кого-то из компании Кокорина. Из них следует, что водитель обругал нетрезвую девушку, кто-то сказал об этом Мамаеву, тот — Кокорину, после чего завязалась перепалка. А после конфликта они отправились в «Кофеманию», где конфликт спровоцировал уже Пак, следует из показаний.
Судья Сизинцева продолжает перечислять документы: копия паспорта, рапорта, протокол осмотра предметов, в частности, носителей с записями конфликта с Соловчуком. Как отмечает судья, документы содержат поминутное описание конфликта, в них говорится, что братья Кокорины и Мамаев били водителя, а потом преследовали его, когда он пытался убежать от них. Кроме того, Мамаев пять раз ударил по дверям автомобиля, когда Кокорин удерживал водителя, а потом и Мамаев нанес удары Соловчуку.
В материалах также есть носители с записями конфликта в «Кофемании». Согласно записям, в 9:06 Кокорин подошел к столу Пака и ударил его стулом, а затем видно, как выплеснули жидкость из стакана в руках мужчины, после чего Кирилл Кокорин ударил Пака по лицу. Потом к ним подбежал Мамаев.
Также на записи видно, что футболисты побили и Гайсина. «Ну, описывается вся потасовка», — резюмирует судья и переходит к описанию другой записи, на которой видно, как Кокорин встал со своего места и пошел в сторону Пака.
Теперь выступает адвокат футболиста Попов. Он считает ходатайство необоснованным. «Хочу обратить внимание суда, что все доводы следствия носят декларативный характер», — начинает адвокат, он настаивает, что Кокорин не может выехать из России, потому что в Москве у него находятся жена и ребенок.
«Он явился в органы следствия сразу же, как только узнал о возбуждении уголовного дела, — подчеркивает защитник. — Кокорин как никто другой заинтересован в установлении по делу объективной истины». Защитник говорит, что Кокорину важно, как его действия будут квалифицированы.
Адвокат считает, что нет основания подозревать Кокорина по 213-й статье, поскольку в материалах есть достаточно доказательств того, что футболист совершил преступление не для нарушения общественного порядка, а из-за неприязненных отношений.
Сам факт совершения преступления Кокорин признает, добавляет защитник и при этом называет «фантазией следствия» подозрения в сговоре с остальными нападавшими. Защитник отмечает, что Кокорин подошел к потерпевшему один. Адвокат просит отклонить ходатайство об аресте, он считает, что Кокорину можно было бы избрать меру пресечения в виде подписки о невыезде.
Выступает сам Кокорин: «Уважаемый суд. Сначала я хотел бы принести извинения за мой недостойный поступок потерпевшему Паку Денису Климентьевичу, сказать, что мне очень стыдно перед своими родителями, перед клубом, перед болельщиками». Футболист просит не лишать его свободы, чтобы он мог загладить свою вину.
У сторон больше нет дополнений, судья уходит в совещательную комнату.
Тем временем в другом зале Тверского суда идет заседание по ходатайству об аресте футболиста Мамаева. Как передает «Спорт-Экспресс», адвокат футболиста просил просмотреть видеозапись конфликта в кафе.
«Ряд документов противоречит вещдоку — видеозаписи. Видно, что Мамаев на видеозаписи находится в другом месте и не имеет отношения к инциденту, касающегося хулиганства. Прошу просмотреть видеозапись», — сказал адвокат. Однако судья отклонил ходатайство.
Судья Сизинцева возвращается в зал с решением по Кокорину. Она читает очень тихо, в зале ее плохо слышно. Судья пересказывает позиции следователя и адвоката, а также отмечает, что Кокорин раскаивается и готов к сотрудничеству со следствием.
По мнению судьи, Кокорин был задержан законно, суду представлены данные о его причастности к инкриминируемым преступлениям. При наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый может скрыться от следствия, продолжает судья, может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. При этом суд из материалов усматривает, что одно из преступлений, в которых подозревается задержанный, тяжкое, но не все участники преступления задержаны.
Суд приходит к выводу о том, что доводы следствия состоятельны, а доводы защиты — нет.
В ходатайстве об аресте Мамаева говорится, что футболист может скрыться или оказать давление на свидетелей, если он останется на свободе, передает агентство «Москва».
«Преступления совершены Павлом Мамаевым дерзко. Судя по их серийности, он может продолжить совершать преступления. На свободе находится еще один скрывшийся соучастник, который активно участвовал в преступлении. Павел Мамаев может с ним связаться и оказать давление на свидетелей или помочь ему», — цитирует агентство следователя.
Павел Мамаев, как и Кокорин, просит не арестовывать его. «В следственные органы явился самостоятельно, скрываться не намерен. Пака не избивал. Прошу не лишать меня свободы, так как ФК может расторгнуть договор, — приводит слова футболиста "Спорт-Экспресс" — Готов помогать следствию, готов сдать загранпаспорта, никуда скрываться не буду. Публично хочу извиниться перед пострадавшими. Я не имел права себе это позволить. Готов загладить весь моральный и материальный ущерб».
Суд постановил арестовать Мамаева на полтора месяца, до 8 декабря, передает агентство «Москва».