Вечером 15 сентября координатора московского штаба Алексея Навального Николая Ляскина ударили со спины металлической трубой по голове. Врачи диагностировали у оппозиционера закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение мозга.
После нападения управление МВД по Москве возбудило уголовное дело по части 1 статьи 213 УК (хулиганство), а через четыре дня полиция сообщила о задержании подозреваемого — 36-летнего Алексея Щербакова из Всеволожска Ленинградской области.
На допросе Щербаков сказал, что приехал в Москву в надежде подработать в столичном штабе оппозиционного политика. По словам задержанного, там он и познакомился с потерпевшим Ляскиным, который сам попросил его инсценировать нападение на одного из волонтеров и на самого себя. За это оппозиционер при рукопожатии якобы передал ему в качестве задатка «два Хабаровска» — то есть две пятитысячные купюры.
Ляскин рассказал, что Щербаков действительно приходил в штаб и добивался встречи с ним, но разговор с подозреваемым был совершенно бессодержательным и продлился минут десять. Оппозиционер настаивает, что никаких денег он Щербакову не давал и бить трубой никого не просил.
Во время опознания Щербаков угрожал Ляскину, который не смог узнать в нем нападавшего. Как писала адвокат Татьяна Соломина, подозреваемый «прорывался блатной истерикой» и говорил, что Ляскина «прибил бы чисто», если бы у него действительно была такая цель. Через 48 часов Щербакова отпустили из отдела полиции — при этом неизвестно, предъявили ли ему обвинения и брали ли с него подписку о невыезде.
«Медиазона» восстановила цепочку странных событий, которая предшествовала нападению. Сотрудники штаба вспомнили, что в августе в московском штабе Навального в течение нескольких недель работали два подозрительных волонтера — одного из них позже опознали как Щербакова, а вторым оказался сирота из деревни Хапо-Ое Михаил Мельников по прозвищу Биг Ланч.
Корреспондентка «Медиазоны» позже поговорила с Мельниковым во Всеволжске, где его судят за кражу у жительницы коммуналки. Молодой человек рассказал, что Щербаков позвал его в Москву «устанавливать лоджии», но вместо этого отправил «работать» в штаб Навального. О нападении на Ляскина он тогда ничего знал, уверял Мельников. По словам Биг Ланча, после задержания в Москве Щербаков вернулся в ту же деревню Хапо-Ое. При встрече, говорил Мельников, Щербаков ударил его и посоветовал никому не рассказывать об их знакомстве.
«Если помните, то в сентябре один негодяй пытался проломить мне голову стальной трубой. Бил исподтишка, сзади. Он следил за мной, да и само нападение было около штаба Алексея Навального», — пишет перед судом в фейсбуке Николай Ляскин.
«Практически сразу подозреваемого поймали и завели уголовное дело по статье "хулиганство", правда сейчас следствие переквалифицировало дело на более мягкую статью 116-ю, типа это же не опасно — железной трубой по голове, "нападавший не хотел нанести серьезных травм", — продолжает оппозиционер. — Я, конечно, буду требовать вернуть более тяжкую статью. Если этот процесс пройдет так, что виновный не понесет заслуженного наказания, то волна насилия со стороны властей и силовиков, а я не сомневаюсь, что нападение на меня было организовано именно этими структурами, может стать еще больше».
Ляскин и Щербаков пришли в суд к назначенному времени, но до начала заседания сидят на отдалении друг от друга. Обвиняемый одет в джинсы с кроссовками и темно-синюю футболку с изображением альбатроса на груди.
Вовремя заседание не началось.
Когда слушателей пускают в зал, представительница прокуратуры объясняет, как себя вести: все мысли держать при себе и высказывать их только за дверью зала судебных заседаний. Несколько слушателей возмущаются и отвечают, что она не судья; завязывается перепалка.
Отводов у сторон нет. Судья Куликова разъясняет Щербакову и Ляскину их права.
Куликова оглашает ходатайство телеканала «Дождь» о видеосъемке на заседании. Прокурор не возражает против присутствия корреспондента, но выступает против включенной камеры; представляющая интересы Щербакова адвокат Толмачева и сам обвиняемый придерживаются такого же мнения.
Судья снимать видео во время процесса не разрешает, но предлагает провести протокольную съемку. После этого она объявляет пятиминутный перерыв и уходит. Щербаков закрывает лицо от камер руками.
У обвиняемого адвокат по назначению, хотя ранее его интересы представляла приехавшая из Петербурга защитница Инна Духовская, 21 год прослужившая следователем МВД.
Судья возвращается и спрашивает у сторон про ходатайства. Щербаков мнется, защитница напоминает ему про ходатайство об особом порядке. Тем не менее обвиняемый говорит, что ходатайств нет.
— Так вы не будете просить об особом порядке? — уточняет адвокат.
— Нет, почему, я прошу.
— Но это на уровне ходатайств.
После вмешательства судьи и прокурора Щербаков заявляет ходатайство об особом порядке. Ляскин и его адвокат Владимир Воронин выступают против; прокурор говорит, что из-за их позиции рассмотреть в особом порядке дело не получится.
Судья удаляется на решение по ходатайству.