Первое заседание по административным делам по части 8 статьи 20.2 КоАП (повторное нарушение правил проведения массового мероприятия) и по части 1 статьи 19.3 КоАП (неповиновение требованию полицейского) в отношении оппозиционера Алексея Навального состоялось 11 мая, однако рассмотрение дел перенесли на 15 мая для обеспечения явки свидетелей из числа полицейских. На второе заседание явился только командир взвода 2 оперативного полка МВД Александр Зверев.
Судья Дмитрий Гордеев, как это часто бывает при рассмотрении дел в отношении Навального, отверг все доводы защиты оппозиционера и назначил ему 30 суток ареста по первому делу, и 15 — по второму. Тем не менее, по решению суда, Навальный должен провести в спецприемнике 30, а не 45 суток: сроки ареста по обоим делам отсчитываются с одной даты.
Сегодня в Мосгорсуде состоится рассмотрение апелляционных жалоб на решения Гордеева. За это время в Москве были задержаны координатор новосибирского штаба Навального Сергей Бойко, пресс-секретарь кампании оппозиционера Руслан Шаведдинов и его представитель Кира Ярмыш. Шаведдинову и Бойко суды уже назначили по 30 суток ареста, Ярмыш провела ночь в ОВД.
Сначала слушатели заходят в зал, где будет рассматриваться апелляция на решение по статье 19.3 КоАП. Судья, узнав, что еще не рассмотрена жалоба на другое решение, объявляет перерыв, то есть первым рассмотрят дело по статье 20.2.
Апелляционную жалобу будет рассматривать судья Юлия Притула. Заметив открытый ноутбук корреспондента «Медиазоны», она требует закрыть его, потому что «может вестись видеозапись».
— Но я должна работать.
— После заседания поработаете.
На этом судья просит пристава вывести корреспондента из зала суда. Журналист будет следить за заседанием из зала, где организована трансляция.
Когда корреспондент «Медиазоны» доходит до зала с трансляцией в другом корпусе, заседание уже идет.
«Ваша честь, Москва, улица Тверская. Мэрия города часто использует эту улицу для различных праздников. Там проходит День Варенья, масленица, скоро ее перекроют для Дня Росссии», — говорит Навальный.
Он рассказывает, что на этой же улице было шествие членов «Единой России». «Я могу пальцем показать, сколько они украли, тем не менее они могли идти по этой улице», — сетует оппозиционер.
«Соврешенно незаконно задержали, я провел 11 часов в полиции, не понимая, почему меня там держат. Потом прошел удивительный суд, где мне дали 30 суток ареста, и даже не огласили решение, почему, впервые такое произошло — продолжает Навальный. — Совершенно очевидно, что это — мера устрашения по отношению ко всем тем нормальным людям, которые участвуют в мирных собраниях, и мера поощрения по отношению к жуликам и ворам».
Он также называет административное преследование ограничением его политической активности: «Ты можешь ездить пьяным, можешь угрожать убийством и толкать судебного пристава и ты получишь 12 суток, — недоумевает оппозиционер. — Это для того, чтобы я не мог присутствовать на съезде партии "Россия будущего"».
На этом судья Притула подзывает к себе Навального и его защитников Вадима Кобзева и Ольгу Михайлову. Они смотрят видео задержания политика на Пушкинской площади 5 мая.
«Они видят, что я спокойно стою, и внезапно подходят сотрудники второго оперполка внутрь толпы и хватают, не объясняя, почему. Это отлично объясняет абсурдность происходящего», — комментирует оппозиционер.
Михайлова указывает: в протоколе полицейские утверждали, будто просили Навального пройти в автозак, но на видео ничего подобного не зафиксировано. Слышны крики «Позор».
Навальный тоже замечает, что его просто волокут, но не предъявляют никаких требований. «А вы видите людей в гражданском, — говорит Навальный. — Вот люди в штатском, про которых говорили, что их там нет».
По мнению защитника Кобзева, протоколы наглядно подтверждают, что Навальный был задержан по политическим мотивам: 15 силовиков шли именно на оппозиционера. Судья на это отвечает, что материалы дела исследованы, и удаляется для вынесения решения.
Пока все ждут решения суда, журналист Александр Плющев заметил, что Навальный выходил в прямой эфир в инстаграме — с этим и был связан конфликт с приставами.
«Вот я стою, ко мне со спины подошел сотрудник полиции, — комментирует запись Навальный. — Здесь видно всех сотрудников полиции, четко задержание, а дальше видно людей в гражданской одежде, хотя уверялось, что их не было».
Слышны крики «Позор». Следующий ролик. «Здесь слышно, что никакого громкоговорителя нет», — говорит оппозиционер.
Судья интересуется, было ли задержание неожиданным для Навального. Тот отвечает, что пытался разговаривать с казаком и выяснить, что происходит, а, обернувшись, увидел сотрудников второго оперативного полка.
Навальный вспоминает, что его очень долго оформляли по статье о нарушении на митинге, а к вечеру стали составлять протокол по статье о неповиновении полицейскому.
— А вы по статье 20.2 рассмотрели? — спрашивает судья.
— Да, мне 30 суток-то осталось. Дело имеет академический интерес, — отвечает Навальный.
— У вас есть какие-то вещи, препятствующие отбыватию ареста? — интересуется судья
— К счастью, нет. Любой арест кончается рано или поздно. Страдают же все. Вот меня доставлял второй оперполк. Кто меня тогда задержал, Зверев? Ну если бы он был, предъявил бы мне требования, что я его пнул. Но его нет. Но они делают липовые документы, с ними бегают полицейские, потом Симоновский суд, потом Мосгорсуд. Это дело просто имеет академический интерес, чтобы показать, ну, чуваки, вы хотя бы оформляйте нормально, — говорит политик.
Судья переходит к оглашению материалов дела. Можно расслышать упоминание разных протоколов, Навальный, тем временем, объясняет судье, что он фактически выходит на свободу чуть позже, чем положено: нужно подождать, пока все позвонят и удостоверяться, что его можно выпускать.
Судья приходит даже раньше обещанного и начинает быстро читать решение — можно разобрать только отдельные слова «задержание», «Навальный» и другие.
Пока судья читает, Георгий Албуров показал Навальному что-то на телефоне. Адвокат Кобзев собрал сумку и шепчется о чем-то с коллегой Михайловой.
В конце судья объявляет, что отказывается удовлетворять жалобу защиты на решение нижестоящей инстанции.