Тверской районный суд в особом порядке рассмотрит дело Андрея Косых — единственного из участников антикоррупционного митинга 26 марта, обвиняемого сразу по первой и второй частям статьи 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти, опасного и неопасного для жизни и здоровья).
О деле Косых почти ничего не известно; по данным источников «Медиазоны», адвокат посоветовал родственникам подсудимого не общаться с журналистами. На одном из заседаний по продлению меры пресечения защитник Леонид Альперович отказался уточнить даже, по назначению или по соглашению он работает. При этом Альперович поддержал ходатайство следствия о продлении срока содержания под стражей своего подзащитного, хотя сам Косых просил перевести его под домашний арест.
По версии следствия, на акции 26 марта Косых ударил полицейского у выхода из метро «Тверская», а после в районе Малой Дмитровки нанес удар ногой еще одному полицейскому. Тот потерял сознание.
Предположительно, второй потерпевший — это сотрудник 2-го оперативного полка ГУ МВД по Москве Евгений Гаврилов, который также проходил потерпевшим по делу Ивана Непомнящих, осужденного по делу о событиях 6 мая 2012 года на Болотной площади.
В суде по «болотному делу» Гаврилов выступал спустя три года после акции. После того, как он потерял сознание от удара по голове на Малой Дмитровке, полицейского навещали члены Совета по правам человека Михаил Федотов и Кирилл Кабанов. Федотов обещал выхлопотать ему квартиру.
О том, что дело Косых передано в суд, стало известно 26 июля. К этому времени актер Юрий Кулий и столяр из Подмосковья Александр Шпаков, которые также пошли на сделку со следствием и согласились на особый порядок, уже получили реальные сроки: 8 месяцев колонии-поселения и 1,5 года колонии общего режима соответственно.
Станислав Зимовец, не признавший вину, 20 июля получил 2,5 года колонии. 8 августа началось рассмотрение дела Дмитрия Крепкина, также отрицающего вину. Помимо этого, суда в СИЗО дожидаются Дмитрий Борисов и сторонник Вячеслава Мальцева Алексей Политиков.
В зал завели журналистов и родственников — видимо, мать и брата. Адвокат попросил не снимать его подзащитного, поскольку тот не хочет. Затем, опоздав, в кабинет зашел прокурор и судья Екатерина Коротова объявила заседание открытым.
Начинается оглашение личных данных обвиняемого: Косых Андрей Николаевич, 1986 года рождения, зарегистрирован в Тамбовской области. Проживает он по месту регистрации. Образование высшее, холост. Официально не трудоустроен. До задержания работал в логистической компании грузчиком.
— Долго там работали? — интересуется судья
— Я до этого какое-то время месяц меня на другую забрали оттуда работу, а потом я только устроился и случилось то что случилось. Второй раз я туда устроился, — волнуясь, отвечает молодой человек.
Затем выяснилось, что в деле изначально было двое адвокатов, а теперь один — Евгений Велижанин. Судья объявила пятиминутный перерыв, чтобы разобраться с ходатайствами.
После перерыва судья Коротова разъяснила подсудимому его права.
— Обсуждается вопрос о рассмотрении дела в отсутствие потерпевших, — говорит Коротова. Она интересуется позицией Косых. Ни он, ни его адвокат не возражают.
Началось оглашение заявлений потерпевших. Полицейский Гаврилов, который также был потерпевшим по «болотному делу», не захотел приходить на заседание из-за отпуска и не возражал против рассмотрения дела в особом порядке. Второй потерпевший решил не приходить на заседание из-за службы.
Затем прокурор подает ходатайство о продлении ареста Косых на шесть месяцев, до 28 января 2018 года, «учитывая тяжесть преступления, обстоятельства совершения преступления» и отсутствие регистрации у подсудимого в Москве.
Судья спрашивает Косых о его позиции. Косых смотрит вопросительно на его адвоката, сидящего к нему спиной, потом говорит, что не понимает суть ходатайства. Судья просит адвоката объяснить подзащитному, о чем ходатайство. В итоге адвокат Велижанин сам выступает и просит не избирать такую жесткую меру пресечения и смягчить ее. Судья удалилась в совещательную комнату для принятия решения.
Вернувшись, судья Коротова начинает читать постановление по ходатайству прокурора. Она говорит с паузами из-за кашля и после слова «установил» просит технический перерыв на две минуты.
Слушателей выводят из зала в коридор. Помощник судьи приносит в зал кружки с водой и уходит с пустыми. Так продолжается в течение 40 минут, после которых Косых уводят в конвойное помещение.
Адвокат Вилижанин ходатайствует о допросе матери подсудимого и о приобщении характеристики с места работы и справки о его здоровья, судья удовлетворяет все эти ходатайства, начинается рассмотрение дела по существу.
Первой выступает прокурор. У нее несколько листов, она начинает пересказывать суть обвинения по событиям 26 марта.
В тот день прапорщик полиции Синегубов нес службу по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка на Пушкинской площади. Косых, поднимаясь из подземного перехода со станции метро «Тверская», зная, что Синегубов — представитель власти, один раз ударил кулаком в голову по шлему «Джетта». «От указанных действий Косых Синегубов испытал физическую боль», — говорит прокурор.
Затем прокурор описывает второй эпизод. Прапорщик полиции Гаврилов также работал в районе несогласованной акции 26 марта. Вблизи дома 15 улицы Малая Дмитровка Косых «нанес ему удар ногой в область шеи и нижней челюсти справа». Повреждения: закрытая черепно-мозговая травма, две ссадины, в том числе губы, сотрясение головного мозга. Косых причинил вред здоровью продолжительностью менее трех недель.
На вопрос судьи Косых отвечает, что признает вину. Прокурор не возражает против рассмотрения дела в особом порядке.
Адвокат передал своему подзащитному ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке, подсудимый должен подписать документ.
Пока судья перечисляет доказательства, начав с документов обвиняемого, он спрашивает у адвоката, как ему подписывать ходатайство. Косых подсказывает стоящий рядом пристав.
Из документов, которые озвучивает судья, выясняется, что обвиняемый не страдал психическими заболеваниеми. Представлены характеристики из администрации Мордовского поселкового совета и отдела МВД «Мордовский» (в этом районе Тамбовской области живет Косых): более 10 лет по месту регистрации не проживает, характеризовался положительно, на учете в ОМВД не состоял, жалоб от соседей не имеется.
Далее следует справка об отсутствии судимости, справка из СИЗО-5, согласно которой состояние здоровья Косых на 16 мая 2017 расценивается как удовлетворительное, противопоказаний для содержания под стражей нет. Характеристика из СИЗО-5: обвиняемый содержится с 22 апреля, нарушений режима содержаний не допускал, с администрацией ведет себя корректно, в конфликтных ситуациях не был замечен, поддерживает отношения со всеми, кто содержится в его камере.
Теперь судья перечисляет документы, которые ранее просил приобщить адвокат, в том числе справки о состоянии здоровья матери Косых. Характеристика от соседей из Мордовского района: проживает там с 1997 года, зарекомендовал себя «исключительно с положительной стороны», агрессии никогда не проявлял, внешне опрятен, алкоголем не злоупотреблял.
— Тут достаточно много подписей, все соседи, — комментирует судья.
Судья продолжает перечислять характеристики на Косых из различных мест.
Характеристика от преподавателя начальных классов Ереминой: в 1–4 классах учился на 4–5, «знал материал, но руки не поднимал, отсутствовала активность и настойчивость в ответах», что объяснялось дефектом речи, работу Косых оценивали в основном по письменным заданиям. «Всегда был аккуратный, вежливый, относился внимательно. Не склонен к риску, высокий самоконтроль».
Теперь характеристика из мордовской школы искусств, где он учился на фортепиано: «Характеризуем как целеустремленного, открытого, увлекающегося музыкой, с адекватной самооценкой». У Косых было много грамот.
Косых был пользователь детской, а потом районной библиотеки. «На протяжении 6 лет принимал участие в акции «Подари книги библиотеке», — говорится в характеристикие. Он подарил библиотеке 80 книг.
Далее следует характеристика из центра культуры и досуга, в которой говорится, что молодой человек принимал участие в культурных мероприятиях, в том числе в составе фольклорного хора.
Из характеристики от районного дома детского творчества выясняется, что ребенком он «принимал активное участие в подготовке и проведении шоу-программ для старшеклассников», организовывал мероприятия для детей-сирот, в том числе на Рождество. «Толерантный, творческий человек», — говорится в документе.
Согласно справке из районного совета депутатов, работая в детской школе искусств, он в 2012–2013 годах участвовал в массовых мероприятиях, предвыборных кампаниях, подборе кандидатур в органы местного самоуправления от «Единой России».
Становится известно, что 11 апреля 2017 года мужчина проходил собеседование в ООО «МБР» на должность грузчика, но когда нужно было решать вопрос с трудоустройством, он не пришел.
Он также месяц проработал продавцом-консультантом в магазине стройматериалов, коллеги отзывались о нем положительно, всегда подменял по работе при необходимости.
Есть семь рукописных характеристики от его друзей, одноклассников и одногруппников, судья решает огласить одну. В ней говорится, что Косых — вежливый, порядочный и добрый человек. Автор вспоминает, как после переезда с дочерью в Мордовский район ребенок остался без музыкального инструмента и Косых отдал девочке свой.
Характеристика от одноклассника: Косых был всегда уравновешен, выходил из конфликтных ситуаций, помогал одноклассникам, всегда был в хорошем расположении духа.
Прокурор спрашивает Косых, когда он приехал в Москву. Подсудимый говорит, что приехал в Москву пару лет назад, но возвращался в Тамбовскую область. В Москву приезжал к ученикам, чтобы заниматься с ними музыкой. Также хотел устроиться на работу.
— А проживали вы где?
— Временами хостел, временами — друг
— А как вы относитесь к содеянному?
— Ну я думаю мне дадут последнее слово, я все сказал бы
— Ну вы раскаиваетесь?
— Разумеется
Затем судья интересуется здоровьем подсудимого. У Косых поясничная грыжа и болит правое колено: «Там ушиб был сильный, киста».
— А вы когда у доктора были?
— Я стараюсь сам следить, зарядку делать
— А в Тамбовской области с кем проживали?
— Своя квартира
— Когда там находились один, не с родителями проживали?
— Нет
— А с родственниками у вас какие отношения?
— Ну вот из-за того что я в Москву приезжал, не так часто домой приезжал. Но отношения хорошие
— Когда в Москву переехали с родственниками все равно поддерживали связь?
— Конечно
Начинается допрос матери Косых, Светланы Владимировны. Она подходит к кафедре с планшетом формата А4, к которому прикреплены листы.
«У меня рука трясется, извините», — говорит женщина, расписываясь под документам об ответственности при даче показаний.
«Ребенком рос очень подвижным, но послушным и беспроблемным. Единственное, когда начал говорить, заикался, в школе учился очень хорошо, но не ставил цели стать первым в классе», — вспоминает мать.
По ее словам, в детстве Андрей решал задачи в двух вариантах, чтобы помогать одноклассникам, а позже написал книгу о молодежи.
«Он вообще не любит про себя рассказывать. В Москву он поехал, чтобы оформлять авторские права на свою музыку, он пишет музыку. Изначально он хотел связать свою жизнь со спортом и пойти по стопам отца. Но состояние здоровья его подвело, потому что в 10 классе у него была грыжа позвоночника, мы в течение полгода возили его по врачам, ничего не помогали, пока не попали к нормальному мануальщику», — рассказывает Светлана Косых.
Она говорит, что сына не взяли в армию по состоянию здоровья, но он «стесняется своего заболевания и никогда никому ничего не говорил». Также Косых автостопом ездил в Красноярск. Потом вернулся и стал заниматься самолечением, теперь иногда посещает врача в Липецке, голодал, «занимался вегетарианством».
«Я являюсь членом партии "Единая Россия", депутатом райсовета и Андрей мне помогал, а отец был депутатом поссовета, поэтому Андрей не мог пойти против правящей партии», — рассказывает мать подсудимого.
Затем судья начинает спрашивать женщину о состоянии ее здоровья. Она вспоминает, что после того, как ей сделали операцию в 2016 году, сын «бросил работу и сидел возле меня». Также ей предстоит операция на колене.
«В августе 2016 года он уехал и приехал только в конце феврале или начале марта, вот перед этими событиями он был у нас, я его не отпускала, как чувствовала», — вспоминает мать Косых. Сын тогда ей сказал, что скоро закончит дела в Москве и сможет продолжать ту же работу дистанционно, из дома в Тамбовской области. Сын помогает ей материально.
— Я пенсионерка и работать по состоянию здоровья не могу, — отмечает мать подсудимого.
— А брат?
— Брат старший и имеет свою семью.
Женщина просит дать минимальный срок: «Он все осознал и уверена, что больше такая ситуация не повторится. О случившемся я узнала от адвоката». Она рассказывает, что сын не мог кого-то ударить, потому что это противоречит его убеждениям. Позже она узнала, что Косых ударил полицейского, потому что он применял насилие к девушке.
Она также утверждает, что сын говорил: «Хорошо, что его арестовали и он может раскаяться», в других таких митингах он не собирается участвовать, от происходящего там он был шокирован. Мать также отмечает, что сын участвовал в мероприятиях МГЕР, праймериз «Единой России».
— Вы после ареста встречались с сыном? — интересуется прокурор
— Да, нам дали свидание. 13-й день он голодал, у него была анорексия
— Он раскаялся?
— Да, он плакал и раскаялся
Мать говорит, что первый вопрос у нее был не о состоянии здоровья сына и почему он голодал, а почему он кого-то «стукнул», ведь ее ребенок всегда был миролюбивым. «Он сказал, что сам такого от себя не ожидал. Это его слова. Перед Богом молюсь», — говорит мать уже дрожащим голосом. На этом допрос матери окончен.
Уже с места мать Косых уточняет, что у сына проблемы и с грудной частью позвоночника.
«Постоянно он испытвает перегрузку позвоночника. Ему нужны постоянные занятия спортом. В СИЗО, он говорит, не было возможности. Еще у него дегенерация идет позвонков и мы систематически ездили к врачу, мануальному терапевту в Липецк», — говорит мать и сообщает, что эти проблемы могут обернуться невралгией груди.
«Вы конечно его осудите, куда-то пошлете, ему нужно работать на воздухе и двигаться, ему нельзя лежать на койке по 15 часов как в СИЗО», — заканчивает она. Судья благодарит ее за эту информацию.
Стороны переходят к прениям. Выступает прокурор Кожейкина, которая вновь пересказывает обвинение, а потом напоминает, что Косых признал вину полностью и просил об особом порядке рассмотрения дела в суде.
«Считаю. что органами предварительного следствия действия Косых квалифицированы верно», — говорит прокурор. Кожейкина тут же просит исключить признак «неопасного для жизни» насилия по первому эпизоду.
Она просит суд учесть данные о личности подсудимого: он совершил преступление впервые, раскаялся, не состоит на учетах в полиции, у него есть проблемы со здоровьем, его положительно характеризовали соседи, учителя, коллеги.
«Также прошу суд учесть его активное участие в общественной жизни», — говорит прокурор о смягчающих обстоятельствах, а затем говорит о тяжести преступления.
Косых выскажется в последнем слове, начинает говорить его адвокат Вилижанин.
«Действительно вызывает недоумение, как такой человек мог оказаться на скамье подсудимых», — говорит защитник, напоминая о характеристиках его клиента.
Он обращает внимание судьи на то, как отнесся к содеянному Косых уже после 26 марта. В деле есть его явка с повинной. «Я работал с ним с первых дней, он очень переживал, говорил, что раскаивается», — вспоминает защитник.
Адвокат утверждает также, что Косых всегда соглашался с мерой пресечения в виде ареста: «Когда я присутствовал он всегда говорил, что согласен с этой мерой пресечения».
Дальше он говорит о явке с повинной, просит учесть состояние здоровья своего подзащитного, его активную жизненную позицию.
«Считаю, что заслуживает внимания, что умысел на совершение данных преступлений у него возник внезапно. Он сам затрудняется объяснить мотив своего поступка», — говорит Вилижанин. Адвокат добавляет, что потерпевшие не настаивали на суровом наказании и этот вопрос остается на усмотрение суда, и просит назначить как можно более мягкое наказание подсудимому.
С последним словом выступает подсудимый.
«Ваша честь. несмотря на то что сотрудники на заседании здесь не присутствуют, я все равно при всех хочу еще раз попросить извинения. Я уже это делал. За то что случилось. Я надеюсь, они не держат на меня насколько это возможно зла. Все потому что случилось так действительно спонтанно. Я действительно был не в себе, из-за того что сразу ни с того ни с сего начались все эти жесткие задержания, я впервые вообще среди такого хаоса нахожусь, я инстинктивно стал защищать тех, кто по моему убеждению не были виновны. Были другие виновные, их нужно было обязательно хватать и наказывать, но я спасал от задержаний именно в эти оба момента, я ударил сотрудников ОМОна, которые были в полном обмундировании и поэтому я даже предполагать не мог что можно ногой, рукой нанести какой-то вред здоровью. До сих пор сложно представить, что это возможно. Несмотря на то что я кого-то защищал, все равно я понимаю — я был не прав. потому что ударить полицейского… Как вообще преступить закон в каком-то другом виде… Ну для меня всегда, ну в мыслях ничего такого не было. Я действительно был не в себе и даже более того вся моя жизнь показывает, что никакой я не злодей, не преступник», — говорит Косых.
«По-хорошему конечно мне не место в тюрьме. Да, я случайно оступился, впервые, но по-серьезному. Я сожалею о том, что случилось. Сожаление пришло мне именно в тот самый день, не когда я оказался взаперти, а в тот же день спустя несколько минут. когда я просто бродил по незнакомым улицам и отходил от шока этого, и осознавал все произошедшее. Ваша честь, я думаю, не всех это касается тех, кто попал в такую ситуацию как я, но за себя я точно могу сказать, я считаю, что я действительно добрый человек и эта тюрьма делает все, чтобы изменить меня, сделать злее и бессовестнее. А я нисколько не желаю меняться и учиться всей той грязи. Всем своим сердцем и всем своим существом я хочу быть дома. быть хорошим сыном для своей мамы, вернуться в родной поселок, продолжить дело отца, и конечно вернуться к своей девушке, завести семью, детей. И вообще каждый день, ночь, видеть открытое небо», — продолжает молодой человек.
Он переходит к финальной части речи: «Я понимаю, что совершил неправильный поступок, плохой поступок и готов понести ответственности за совершенное по-мужски, принять это все. Ну ваша честь, пожалуйста, дайте мне возможность выбраться из этого мрака, темноты, которая вокруг в этой тюрьме. Я нуждаюсь в свете так. как никогда не нуждался еще. Спасибо за предоставленное слово». Судья удаляется для принятия решения, оглашение приговора назначено на 17:30.
С небольшим опозданием процесс возобновляется, участников процесса, слушателей и журналистов пускают в зал заседаний. Помощница судьи перед чтением приговора принесла ей стакан воды. Судья Коротова начинает читать приговор: вначале пересказывает эпизод с Синегубовым, потом — с Гавриловым. Из первого эпизода исключают квалифицирующий признак «неопасного для жизни» насилия.
Судья говорит, что Косых признал вину, принес потерпевшим извинения, не судим, помогает матери — суд учитывает это как смягчающие обстоятельства. Отягчающих нет, но учитывает степень опасности преступлений.
Судья признал Косых виновным и приговорил к двум годам по части 1 статьи 318 УК и к трем годам по части 2 статьи 318 УК, в совокупности — к 4 годам колонии общего режима.
Время, проведенное под стражей, зачтется в срок наказания. На вопрос, понятен ли Косых приговор, тот отвечает утвердительно.