Дело о микрофоне. Приговор
Онлайн
31 августа 2016, 4:04

Дело о микрофоне. Приговор

Леонид Волков в Новосибирске, 2015 год. Фото: Александр Филюрин

Центральный районный суд Новосибирска вынес приговор оппозиционеру Леониду Волкову. Суд признал, что Волков не ломал микрофон корреспонденту Lifenews и не бил того, но все-таки счел действия оппозиционера воспрепятствованием деятельности журналиста (статья 144 УК) и оштрафовал его на 30 тысяч рублей.

Читать в хронологическом порядке
4:00
30 августа

Суд в Новосибирске по делу оппозиционера Леонида Волкова начался в 2015 году, первое заседание по существу прошло 3 декабря. Его обвинили в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста (статья 144 УК), ему грозит до шести лет лишения свободы.

По версии следствия, 17 июля 2015 года, когда в Новосибирск приехал оппозиционер Алексей Навальный, у здания регионального отделения партии Парнас руководивший оппозиционным штабом Демкоалиции Волков мешал сотрудникам телеканала Lifenews проводить видеосъемку, «принуждал журналиста к отказу от распространения информации, применяя при этом насилие, именно, схватив и с силой сжимая руку журналиста» повредил микрофон телеканала.

Инцидент произошел во время нападения активистов лоялистского Народно-освободительного движения (НОД) на штаб-квартиру оппозиции. Навального закидывали яйцами, а корреспондент Александр Поступинский попытался снять момент нападения максимально близко. На его пути встал Волков. На видеозаписи отчетливо слышно, как будущий потерпевший спрашивает главу избирательного штаба оппозиции: «Тебе что, руку сломать?»

Поступинский написал заявление на Волкова 23 июля. Причем первоначально речь шла о повреждении микрофона на сумму, превышающую 30 тысяч рублей. Сам Поступинский в показаниях уверял, что сам по время инцидента с Волковым не пострадал, речь шла только о сломанном оборудовании.

В рамках расследования была проведена экспертиза микрофона. По ее результатам стало известно, что микрофон находится в рабочем состоянии. Тогда проходит новый допрос Поступинского, на нем журналист холдинга Арама Габрелянова вспоминает, что во время инцидента Волков схватил его за руку и причинил физическую боль.

В итоге Волкову предъявили обвинение по статье о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста, но отказались инкриминировать статью 167 УК (уничтожение или повреждение имущества). Ущерб телеканала был оценен в 1473 рубля.

Ссылка скопирована!
4:29
31 августа

Леонид Волков своей вины не признал и с самого начала настаивал в политическом преследовании. «Я не думаю, что сильно ошибусь, если предположу, что это первое уголовное дело вообще в истории России по тяжкой статье с телесными повреждениями, в которых нет вообще никакой доказательной базы по этим самым телесным повреждениям. Нет ни фотографий, ни справки из травмпункта. Поступинский не мог указать локализацию предполагаемого синяка ни на допросах, ни в ходе судебного следствия: то у него синяк был на запястье, то на предплечье, то выше локтевого сустава. У свидетелей тоже получалась разная локализация синяка, как они ни напрягались. В любом случае, получается — его слово против моего слова. Никаких доказательств нет, просто он говорит, что был синяк», — говорил обвиняемый в ходе прений.

Он отдельно подчеркивал, что связывает уголовное преследование с позицией телеканала Lifenews. По его мнению, это издание занимает активную прокремлевскую позицию, в том числе публикуя частные сведения о жизни оппозиционеров.

Волков говорил и о статье УК, по которой его обвиняли. По его словам, с 2000 года в России были убиты 137 журналистов и большая часть из этих убийств не раскрыта. «Тысячи журналистов были избиты, изувечены, получали угрозы из-за своей профессиональной деятельности. Убиты Михаил Бекетов, Анна Политковская, Анастасия Бабурова, Пол Хлебников. А по 144-й статье за все эти годы было возбуждено шесть уголовных дел», — заявлял Волков в своем последнем слове.

Ссылка скопирована!
4:34
31 августа

На втором заседании по делу Волкова выступил потерпевший — Александр Поступинский. Он изложил свою версию событий.

«Я дважды попросил у Леонида отпустить микрофон, он проигнорировал мои просьбы. Когда я задал вопрос нужно ли применять меры самообороны чтобы он отпустил микрофон, к этому моменту он схватил меня за руку, причинив мне болевые ощущения. Вначале он пытался выкрутить и вырвать микрофон. Пытаться отнять. Он пытался сорвать с него ветрозащиту. После этого левой рукой он схватил меня за левую руку, продолжая держать меня за руку. Секунд 20-30 мы оба держались за микрофон», — утверждал потерпевший в ходе заседания.

На вопросы стороны защиты, почему Поступинский не обратился за помощью в медицинское учреждение он ответил, что был занят работой.

После оглашения показаний первого допроса, в ходе которого журналист Lifenews уверял, что Волков не нанес ему телесных повреждений, сторона защита попросила уточнить эти слова.

– В показаниях прямо отрицаете, что я хватал вас за тело, за одежду. Показания соответствовали действительности? — спросил Волков.

– На тот момент да.

Затем сторона защиты начала задавать вопросы, где именно был синяк у потерпевшего. Поступинский объяснил, что около локтя, а когда он говорил следователю, что повреждение было в районе запястья, мог просто неправильно назвать часть тела.

Ссылка скопирована!
4:40
31 августа

Ссылка скопирована!
5:00
31 августа

На следующих заседаниях были допрошены свидетели обвинения, ими стали коллеги Поступинского по Lifenews и активисты НОД.

Оператор прокремлевского медиахолдинга Игорь Кошелев, который был у штаб-квартиры Демкоалиции вместе с Поступинским, рассказал, что повреждение микрофона заметили лишь в последующие дни. По его словам, потерпевший ему не говорил о физической боли и повреждениях после конфликта с Волковым.

Затем показания давала Алена Пятенок, редактор Lifenews в Новосибирске. Она утверждала, что видела синяк у Поступинского через несколько дней после инцидента. До этого сам потерпевший ссылался на нее в своих показаниях в суде. Когда защита попросила показать, где у Поступинского был синяк, Пятенок указывает на внутреннюю часть предплечья близко к локтевому суставу. Сам Поступинский говорил о запястье и локте.

Ссылка скопирована!
5:12
31 августа

На стороне обвинения выступили и политические оппоненты Волкова — активисты из НОД. Движение депутата Госдумы Евгения Федорова поддерживает президента Путина и выступает за обретение Россией национального суверенитета, утверждая, что Центробанк контролируется из Вашингтона, как и обе палаты парламента. Первым из активистов на суде выступил Василий Веселов. Он сказал, что видел инцидент, но не был уверен, хватал ли Волков корреспондента за руки или только за микрофон. Веселов добавил, что позицию Навального считает предательской.

Похожие показания дали и другие активисты НОД. При этом кидавшая в Навального яйца и пытавшаяся ударить его веером пенсионерка Любовь Силантьева в зале суда удивилась, что Поступинский подал заявление в полицию, по ее мнению, «вроде бы ничего страшного не случилось».

Ссылка скопирована!
5:29
31 августа

В свою очередь свидетели защиты настаивали на агрессии со стороны активистов НОД и о том, что корреспондент Lifenews по сути был частью атаковавших штаб оппозиции группы лиц.

В Новосибирске в качестве свидетеля защиты выступил и Алексей Навальный. Он объяснил в суде, что Волков сдерживал агрессивно настроенных людей. Навальный назвал дело против своего товарища политически мотивированным.

Были допрошены в суде и следователи, которые вели дело. Следователь по особо важным делам Владимир Бондаренко проводил первый допрос потерпевшего. Он рассказал, что Поступинский ничего не говорил об ударах со стороны Волкова. Также следователь не видел никакого синяка у потерпевшего. Но потом, по словам Бондаренко, обстоятельства изменились и он обнаружил в действиях Волкова состав преступления.

Полицейский Геннадий Оплачкин брал первые объяснения у Поступинского именно по поводу повреждения имущества. Оплачкин отметил в суде, что потерпевший не жаловался на боли и речь шла только о микрофоне.

Ссылка скопирована!
5:47
31 августа

Стороны перешли к прениям только в середине июля, то есть спустя более чем шесть месяцев после начала процесса. Прокурор в своей речи указал, что Поступинский во время инцидента работал журналистом, не нарушал закона, а действия Волкова по отношению к нему подпадают по уголовную статью о нарушении прав журналиста, с использованием насилия. Представитель обвинения счел показания активистом НОД непредвзятыми, в отличие от соратников Леонида Волкова.

Прокурор попросил приговорить Волкова к двум годам условно.

В свою очередь обвиняемый подробно остановился на обстоятельствах дела. В том числе на первоначальных показаниях Поступинского, который настаивал только на имущественном ущербе, но ничего не говорил про травмы. По мнению Волкова, свою позицию ему пришлось менять после экспертизы микрофона. Волков просил суд оправдать его.

Адвокат Владимир Бандура также настаивал на невиновности оппозиционера. В ходе прений прямо в зале защитник провел следственный эксперимент. Он потребовал у одного из журналистов закрыть ноутбук и выйти из зала суда. «Я говорил ровно 23 секунды. Попробуйте представить, что за это время у меня ещё должен успеть созреть преступный замысел и полностью осуществиться. Я надеюсь, что по этому факту против меня не будет заведено уголовное дело», — объяснял Бандура.

Также адвокат настаивал, что если препятствование журналисткой деятельности Поступинского было серьезным, то это должно было быть упомянуто в сюжете телеканала из Новосибирска. Бандура подчеркнул, что ничего подобного не было. И он также призвал суд оправдать Волкова.

Ссылка скопирована!
5:48
31 августа

В последнем слове Волков кратко напомнил, что в суде была доказана его невиновность и перешел к политической части своего выступления. Он выразил уверенность, что уголовное дело против него было возбуждено с целью не допустить на выборы как судимого. Волков сказал, что 7 из 11 членов политсовета Партии прогресса находятся под уголовным преследованием, а сама партия не допущена до участия в выборах.

Затем Волков напомнил о преследованиях журналистов в России, в частности, как председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин вывез в лес заместителя главного редактора «Новой газеты» Сергея Соколова.

«Прошу суд, помимо оправдательного приговора, вынести также частное определение в отношении следователя Бондаренко, фабриковавшего дело, и в отношении потерпевшего Поступинского, с требованием привлечь его к уголовной ответственности за лжесвидетельство», — завершил свое выступление Волков.

Ссылка скопирована!
5:57
31 августа

Судья Татьяна Петрова читает приговор, она уже сказала, что действия Поступинского соответствовали статусу журналиста, перешла к версии Волкова. Затем оглашает показания свидетелей обвинения.

Судья подробно перечисляет показания как сотрудников Lifenews, так и активистов НОД.

Теперь она зачитывает показания свидетелей защиты, в том числе Алексея Навального, который приезжал в Новосибирск и выступал в суде. Он назвал преследование Волкова политическим.

Теперь Татьяна Петрова переходит к вещественным доказательствам и зачитывает протоколы осмотра поврежденного микрофона.

Ссылка скопирована!
6:41
31 августа

Судья признает показания Поступинского достоверными, а словам Волкова не доверяет. Также она констатирует наличие «препятствий для журналистской деятельности» в ходе инцидента.

Судья квалифицирует действия Волкова по части 1 статьи 144 УК, что означает, что наказание будет более легким.

Судья признает Леонида Волкова виновным и назначает наказание в виде штрафа в 30 тысяч рублей.

Ссылка скопирована!