Неделю назад завершились судебные прения; на прошлом заседании выступали адвокаты Надежды Савченко. Илья Новиков в своем выступлении сконцентрировался на двух основных доказательствах невиновности украинской военнослужащей. Так, биллинг телефона Савченко показал, что между 10:44 и 10:46 17 июля 2014 года он обслуживался базовой станцией в центре Луганска. При этом по версии следствия в это время Савченко должна была находиться в районе Стукаловой балки. Сам обстрел произошел около 11:40, как установило следствие. Биллинг доказывает, что к этому времени Савченко уже была в плену, объяснял Новиков.
Второе доказательство — видеозаписи Егора Русского, который снял Савченко сразу после пленения. Изучение этих видео астрономами показало, что в плен она попала около 10:30 утра, то есть примерно за час до обстрела.
Новиков коротко остановился на показаниях других свидетелей и свидетелей, которые работали с установленными в районе Металлиста и Стукаловой балки мобильными вышками и объяснили, что у Савченко не было даже теоретической возможности забраться наверх, чтобы корректировать огонь. «Я мог бы еще очень много тут говорить, в деле много несостыковок, — завершил Новиков свою речь. — Но я передам слово коллегам. У меня и коллег по этому делу завидное положение, нам не надо бороться за каждый год. Знаете, честно говоря, неинтересно. Было бы 25 — ничего не изменилось бы. Было бы 10 — не было бы лучше, было бы пять — казалось бы, мечта — то же самое». Он напомнил, что защита не будет подавать апелляцию на приговор.
Адвокат Николай Полозов сконцентрировался на обвинении в незаконном пересечении границы России и напомнил суду, как после плена в Луганске Савченко была фактически похищена и силой доставлена в Россию, где в ее заперли в гостинице «Евро» и без адвоката допрашивали в течение недели.
«Похищение Савченко с территории ее страны и трусливое преследование по обвинению в пересечении границы останется позорным пятном для нашей страны. Шитое белыми никтами дело показывает некомпетентность следствия и бросает тень на целый ряд государственных органов ради непонятно каких идеалов и целей. Можно понять луганских боевиков — они бандиты, им нечего терять», — отметил Полозов.
Марк Фейгин напомнил, что у России вообще отсутствует юрисдикция для того, чтобы расследовать дело о гибели журналистов во время вооруженных действий на территории другой страны. «Теперь о журналистах. Конкретно Волошин, Корнелюк и Денисов. Их гибель трагедия, я сам был на войне и это видел. Просто не повезло», — заметил он. Адвокат также обратил внимание на тот факт, что Савченко — депутат Верховной рады Украины и делегат в ПАСЕ, чьи права систематически нарушаются российскими представителями власти.
Все трое защитников попросили суд полностью оправдать Надежду Савченко.
На том же заседании подсудимая должна была выступить с последним словом, однако судья неожиданно отложил заседание на шесть дней. Таким образом, сегодня после выступления Савченко судья должен будет назначить дату оглашения приговора и вновь объявить перерыв до приговора.
Сразу после переноса заседания подсудимая объявила сухую голодовку — обычную голодовку она держит с середины декабря прошлого года. Защита Савченко предполагала, что из-за акции протеста подсудимую могут не привезти в суд, однако эти опасения не подтвердились.
Савченко привезли в суд
— маша борзо (@mborzunova) 9 Март 2016
Несмотря на то, что сегодняшнее заседание единственное на этой неделе, телевизионщиков в здании суда больше, чем обычно.
Надя сейчас #FreeSavchenko pic.twitter.com/nSaS2YelL4
— Mark Feygin (@mark_feygin) March 9, 2016
Надя говорит у неё началась лихорадка, температура около 38 градусов. Но выступать в суде намерена не смотря ни на что #FreeSavchenko
— Николай Полозов (@Moscow_advokat) March 9, 2016
В зале заседаний, в котором рассматривается дела Савченко, находятся в основном дипломаты, помощники и родственники подсудимой, в том числе ее мать. Среди них порядка пяти журналистов — остальных приставы отправили в зал с видеотрансляцией заседания.
Как отмечает корреспондент «Медиазоны», несмотря на голодовку Савченко выглядит бодро, передвигается самостоятельно.
Савченко попросила родственников ничего не говорить во время заседания
— Evgeny Buntman (@EvgenyBuntman) 9 Март 2016
Заседание начинается. Савченко объясняет судьям, что сначала она выскажется на родном языке, а затем переводчик перескажет речь на русском.
Она опирается на кафедру внутри клетки-«аквариума» и начинает говорить на украинском, активно жестикулируя. «Майдану в России быть! Я хочу показать своим примером, что в России тоталитарный режим можно скрутить в бараний рог. Вот мое последнее слово!», — произнося эти слова, Савченко встает на скамейку и показывает судьям средний палец.
— апатия в апатитах (@eskovoroda) 9 Март 2016
Cудья делает подсудимой замечание за нарушение порядка.
Вы хотели показать свою власть, хотели погулять и побухать на 8 марта, ни о чем не думая - Савченко судье
— Evgeny Buntman (@EvgenyBuntman) 9 Март 2016
После речи Савченко переводчик зачитывает перевод текста последнего слова, который подсудимая написала к предыдущему заседанию — в нем военнослужащая не признает ни вины, ни приговора суда.
«Суд украл у меня неделю жизни и у вас есть только неделя на вынесение решения, и может я до этого решения доживу. Вы можете сделать красиво и признать свою ошибку, но вину не признаете. Вы можете зачитать приговор сейчас или завтра, или максимум через неделю», — добавляет Савченко к переведенному тексту.
«Если вы решите, что приговор будет через две недели или в конце апреля или через полгода... Хотите показать свою силу — показывайте, но помните, вы играете с моей жизнью. Я продолжу свою сухую голодовку, если он будет больше, чем через неделю. Все, спасибо!», — говорит подсудимая, стоя в аквариуме и с решительным видом держа руки на поясе.