«Около семи часов вечера наш автомобиль подрезал микроавтобус, из него выскочили 10-15 человек. Нападавшие — молодые люди в масках, вооруженные палками — начали бить стекла нашей машины. Нас грубо вытащили из автомобиля, несмотря на то, что с нами были три девушки. Они кричали: "Вы террористы! Вы защищаете террористов! Вы помогаете убийцам моего отца"», — рассказывает Сковорода. Нападавшие отбросили журналистов и правозащитников в сторону отбойника, а затем подожгли их автомобиль и уехали. Юрист «Комитета против пыток» Дмитрий Утукин позже сообщил, что нападавшие кричали: «Вам нечего делать в Грозном!».
Только что какие-то неизвестные люди напали на представителей Комитета против пыток, которые на микроавтобусе, насколько...
Опубликовано Иваном Давыдовым 9 марта 2016 г.
Сейчас наших сотрудников, журналистов из Швеции и Норвегии в больницу везет высокопоставленный офицер МВД Ингшуетии
— UtukinDmitry (@U2_Keen) 9 Март 2016
В момент нападения в машине, помимо водителя автобуса Башира Плиева, находились пресс-секретарь «Комитета по предотвращению пыток» Иван Жильцов, юрист-международник Екатерина Ванслова, корреспондент норвежского издания Ny Tid Ойстейн Виндстад, Лена Мария Перссон Лоефгрен из «Шведского радио», корреспондент «Медиазоны» Егор Сковорода, журналист New Times Александрина Елагина, фотограф Михаил Солунин и экс-сотрудник «Коммерсанта» Антон Прусаков.
«После этого бандитского нападения мы будем требовать возбуждения дела по статье "Воспрепятствование журналистской деятельности"», — сообщил главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов. Между тем, по информации Flashnord, МИД Норвегии уже в курсе нападения на корреспондента журнала Ny Tid Ойстейна Виндстада.
Спустя три часа после нападения на журналистов, неизвестные атаковали штаб-квартиру Сводной мобильной группы «Комитета по предотвращению пыток» в ингушском Карабулаке. Люди в камуфлированной одежде и масках, вооруженные автоматическим оружием, подъехали к офису правозащитников на пяти автомобилях.
Пресс-секретарь главы Чечни Рамзана Кадырова Альви Каримов в эфире радиостанции «Эхо Москвы» опроверг появившуюся изначально информацию, что нападение произошло на территории Чечни. Он пояснил, что «если бы в республике произошло событие такого рода, он бы об этом знал».
3 декабря 2014 года в Грозном прошел многотысячный митинг «против терроризма», согласованный с властями. Участники акции вышли с плакатами, осуждающими деятельность правозащитников из «Комитета против пыток»: глава комитета Игорь Каляпин попросил Следственный комитет проверить слова главы Чечни Рамзана Кадырова, который предложил сносить дома семей террористов, чтобы наказать их за действия их родственников. После митинга неизвестные подожгли офис «Комитета против пыток» в Грозном, расположенный в многоквартирном доме. В соседних квартирах находились люди.
Спустя шесть месяцев, 2 июля 2015 года, авторы пожаро-технических экспертиз, проведенных в рамках расследования дела о поджоге офиса правозащитников, пришли к выводу, что офис был подожжен в трех местах. Эксперты нашли три очага пожара, не имеющих общей площади горения. Тогда юрист КПП Антон Рыжов говорил, что правозащитникам до сих пор неизвестно о наличии подозреваемых и гипотетических версий.
3 июня 2015 года офис «Комитета против пыток», недавно отремонтированный после поджога, снова разгромили. В тот день у здания регионального управления Следственного комитета собрались несколько сотен человек, потом толпа двинулась в сторону офиса правозащитников. Участники митинга были с плакатами «Избирательного права не может быть!», «Убийц к ответу!», «Почему молчат Каляпины?», «Дадаев — жертва беспредела!».
Люди в масках стали пытаться проникнуть в офис КПП через окна и дверь. В итоге неизвестные с ломами ворвались в подъезд и залили краской дверной глазок. Люди на улице крушили автомобиль правозащитников. Выломав дверь в офис, нападавшие стали громить помещение. Правозащитники успели вылезти через окно.
ЧГТРК «Грозный» назвал нападение на офис КПП «пикетом общественных организаций и представителей гражданского общества республики», которые «высказывали возмущение игнорированием правозащитниками факта убийства чеченского бизнесмена Дадаева». В тот день, по словам замглавы МВД по Чечне Апти Алаудинова, в отделы полиции были доставлены более 30 человек. Кадыров, комментируя разгром офиса КПП, заявил, что правозащитники «преднамеренно спровоцировали инцидент, имея цель еще раз прославиться в мировой прессе, стать обладателями новых американских грантов».
Вооруженный человек пытается выбить дверь изнутри нашей квартиры в Яндаре (Ингушетия) pic.twitter.com/oSqnYroisQ
— UtukinDmitry (@U2_Keen) 9 Март 2016
Глава МВД Ингушетии Александр Трофимов выехал на место происшествия и лично разбирается в обстоятельствах инцидента, он возглавил оперативно-следственную группу. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Злоумышленников ищут, сообщает ТАСС.
Собеседник агентства в пресс-службе МВД рассказал, что сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 167 УК (умышленное уничтожение или повреждение имущества) и статье 213 УК (хулиганство). Обе эти статьи подследственны МВД.
Атаку на журналистов и правозащитников прокомментировала международная организация «Репортеры без границ».
«Мы возмущены данным нападением и призываем власти России расследовать произошедшее, — сказал "Коммерсанту" представитель "Репортеров без границ" Йоханн Бир. — Надо отметить, что это далеко не первое нападение на правозащитников Комитета по предотвращению пыток. Теперь мы видим, к чему привела безнаказанность первых нападений».
«Очевидно, что законом об "иноагентах", а также громкие заявления главы Чечни против его критиков создают такой климат, где возможны подобные преступления», — добавил Бир.
Сотрудники правоохранительных органов Ингушетии говорят о полицейской операции по поиску напавших на журналистов.
«У водителя сотрясение, множественные ушибы головы и туловища, он путается в показаниях. Один номер [машины] назвал водитель, его объявили по плану “Перехват"», – рассказали «Медиазоне» в ОМВД по Сунженскому району Ингушетии.
К расследованию нападения уже подключился глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров – Федотов/Эхо Москвы
— Philipp Kireev (@mynameisphilipp) 9 Март 2016
Совбез Ингушетии: на месте нападения на машину СМГ нет камер видеонаблюдения https://t.co/iNNd5JskSF #cknot
— Кавказский Узел (@caucasianknot) 9 Март 2016
Полиция приступила к проверке сообщения о нападении на офис Сводной мобильной группы правозащитников в Ингушетии, заявили «Кавказскому узлу» в Назрановском РОВД. По словам полицейских, сообщение о нападении на квартиру членов Сводной мобильной группы поступило 9 марта в 23.35. «Сразу после этого сообщения на место происшествия выехала группа», — рассказал изданию сотрудник полиции.
При этом мэр Карабулака Муслим Яндиев пояснил, что дом, в котором находится штаб-квартира правозащитников, расположен на окраине города, однако административно это место относится к Назрановскому району. «К Карабулаку это отношения не имеет. Территориально — это Назрановский район, село Яндаре рядом с Карабулаком. Я слышал, что нападение произошло в районе новостроек. Что там конкретно произошло, мне неизвестно», — сказал Яндиев. Однако и в Яндаре никаких происшествий зафиксировано не было. «В Яндаре ничего не произошло», — сказал глава села Исмаил Падиев.
Корреспондент норвежского издания Ny Tid Ойстейн Виндстад, находившийся в машине Сводной мобильной группы, красочно описал газете Aftenposten свои впечатления от нападения: «Это было чудовищно, я думал, что умру. Я думал, что мне нужно в последний раз попрощаться с женой».
«Они пытались вытащить меня из автобуса, избивая, затем напали с палками и острыми предметами. Я боролся всеми возможными способами, потому что думал, что если они вытащат меня из автобуса, то я погибну», — добавил он.
Сейчас Виндстад, корреспондент «Медиазоны» Егор Сковорода и другие пострадавшие все еще находятся в отделе МВД в Сунже, где следователь Гайтукиев вручает им постановления о признании потерпевшими по делу № 16200056.@Ukropo4kA Norwegian journalist Oyten Winstead after "hooliganism" in Ingushetia via @RuslanLeviev pic.twitter.com/4GzP08wfWf
— Viktoria (@Ukropo4kA) March 10, 2016
Теперь ещё задача найти в Ингушетии для журналистов переводчика с шведского и норвежского, чтобы можно было их допросить официально
— UtukinDmitry (@U2_Keen) 10 Март 2016
Пострадавшие от нападения журналисты и правозащитники до сих пор находятся в Сунженском ОМВД, где сотрудники полиции заканчивают оформлять их показания и ждут возвращения оперативно-следственной группу с места происшествия, рассказал по телефону корреспондент «Медиазоны» Егор Сковорода. Кроме того, полицейские решают вопрос с охраной потерпевших и пытаются найти им безопасное место для ночлега, добавил Сковорода.
В релизе об инциденте близ границы с Чечней, который опубликован на сайте МВД Ингушетии, о роде занятий потерпевших журналистов и правозащитников не упоминается — пресс-служба республиканского ведомства говорит лишь о нападении на «пассажиров автобуса».
«Сегодня около 19:30 часов на 595 км ФАД "Кавказ", на окраине г.п. (городского поселения — МЗ) Сунжа Сунженского района неизвестными был остановлен пассажирский микроавтобус. Злоумышленники напали на пассажиров и повредили транспортное средство, после чего скрылись с места происшествия. Пострадавшие доставлены в Центральную районную больницу Сунженского района.
На месте происшествия во главе с Министром внутренних дел Республики Ингушетия Александром Трофимовым работает следсвенно-оперативная группа. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества) и ст. 213 (хулиганство) УК России. Проводятся оперативно-разыскные мероприятия по установлению и задержанию нападавших», — сообщается на официальном сайте МВД Ингушетии.
«Уголовное дело под свой контроль взяло руководство республики, расследование также контролируют прокурор и министр внутренних дел», — сказал Дзейтов (цитата по РИА «Новости»).
Смотрите в Перископе трансляцию @d_sovaria с пикетов у Администрации президента https://t.co/X9VKUKDSIQ
— Pyotr Verzilov (@gruppa_voina) March 10, 2016
По данным «Интерфакса», «правозащитники сделали заявление в правоохранительные органы по факту нападения на свою штаб-квартиру в Карабулаке (Ингушетия) в среду вечером».
«Кавказский узел»: четверо пострадавших в результате нападения остаются в стационаре, сообщила главврач Сунженской районной больницы Райхан Сейнароева; у них диагностированы черепно-мозговые травмы и сотрясения разной степени тяжести. Речь идет о журналистах Ойстейне Виндстаде и Марии Перссон Лефгрен, юристе Екатерине Вансловой и водителе Башире Плиеве.
АААААААА. Только что вышел из АП бывший руководитель ДНР Денис Пушилин - ему предложили присоединиться к пикетам! pic.twitter.com/CaJnCQvivb
— Pyotr Verzilov (@gruppa_voina) March 10, 2016
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заверяет, что Владимиру Путину доложили о нападении на автобус «Комитета по предотвращению пыток», передает «Дождь».
«Это абсолютно возмутительно. Это абсолютное хулиганство, насколько мы понимаем, опасности была подвергнута жизнь этих людей. Это абсолютно неприемлемо», — цитирует Пескова телеканал.
«Безусловно, президенту все необходимые доклады были сделаны, но пока я не располагаю информацией, какие именно указания давались», — добавил пресс-секретарь главы государства.
Он также «отметил, что в Кремле рассчитывают на "самые действенные меры" со стороны правоохранительных органов республики для поиска виновных», сообщает «Дождь».
К расследованию нападения на журналистов и правозащитников должны подключиться правоохранительные структуры федерального уровня, сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«Насколько я понимаю, это было на территории Ингушетии. С другой стороны, речь идет о территории РФ, поэтому правильнее сказать, что [этим должны заняться] наши правоохранительные органы — и федеральные, и региональные», — цитирует Пескова «Интерфакс».
«Я его не обвиняю, я говорю, что это его почерк», — цитирует «Дождь» Нухажиева. По словам чеченского омбудсмена, возглавляемая Каляпиным правозащитная организация «расцвела, получила премии, ордена» после убийства журналиста Натальи Эстемировой.
«Вот так вот. К сожалению, это так», — сказал Нухажиев.
Денис Синяков в одиночном пикете у АП pic.twitter.com/AazJMPEnck
— Мария Алехина (@MashaAlekhina) 10 Март 2016
Питерские журналисты выйдут поддержать коллег, пострадавших в Ингушетии, сообщает @ars_ves . Акция на Малой Конюшенной в 18 часов.
— Эхо Москвы в СПб (@echomsk78) March 10, 2016
Московское отделение Комитет по предотвращению пыток присоединяется к акции в поддержку журналистов и правозащитников из...
Опубликовано Бабинецем Сергеем 10 марта 2016 г.
Правозащитник Игорь Сажин в Коми задержан за одиночный пикет с требованием найти виновных в нападении на журналистов pic.twitter.com/2wumKdvR4h
— анастасия зотова (@Alasta_ven) March 10, 2016
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров упрекнул «Комитет по предотвращению пыток» в том, что правозащитники не согласовывали свою работу с властями региона. «Насколько мне известно, в Ингушетии не было штаб-квартиры этой организации, как об этом пишут в средствах массовой информации. Эти правозащитники не поддерживали никаких контактов с уполномоченным по правам человека в Ингушетии. Не было у них контактов и с журналистами, хотя власти республики и журналистское сообщество, а уж тем более уполномоченный — открыты для контактов», — цитирует Евкурова «Интерфакс».
«Хотелось бы напомнить руководителям правозащитных организаций, чтобы всю свою деятельность на территории Ингушетии они согласовывали с уполномоченным по правам человека», — подчеркнул глава региона.
Вместе с тем, Евкуров назвал нападение на автобус правозащитников «провокацией», а расследование инцидента — «делом чести» правоохранительных органов, сообщает «Интерфакс». «Правозащитники и журналисты должны иметь возможность беспрепятственно осуществлять свою деятельность», — сказал глава республики.
Это самое первое интервью, которое дал журналист сразу же после нападения
Опубликовано Тимуром Рахматулиным 10 марта 2016 г.
Сейчас наш юрист Тимур Рахматулин едет с полицейскими в ингушский офис Комитета по предотвращению пыток на осмотр места происшествия.
— UtukinDmitry (@U2_Keen) 10 Март 2016
Петербургские журналисты тоже стояли сегодня с пикетами в поддержку избитых коллегhttps://t.co/uOL2DjbRLm Собрали фото акции
— Газета «Бумага» (@paperpaper_ru) 10 Март 2016
Из квартиры Сводной мобильной группы в Ингушетии вынесли всю технику. Разрушений нет
— UtukinDmitry (@U2_Keen) 10 марта 2016 г.
В пятницу следователю и сотрудникам МВД из Ингушетии не разрешили осмотреть гостиничные номера «Грозный-Сити», где жили избитые журналисты и правозащитники. Об этом «Медиазоне» сообщила юрист «Комитета против пыток» Екатерина Ванслова.
Она рассказала, что у нее были расписки от других журналистов и правозащитников, которые разрешили ей забрать вещи из их гостиничных номеров и не возражали против осмотра комнат сотрудниками МВД Ингушетии. Однако директор гостиницы «Грозный-Сити» отказался пустить Ванслову и полицейских, мотивируя это тем, что пришедшие не являются хозяевами комнат. Свои вещи из номера смогла забрать только Екатерина, так как у нее был с собой паспорт.
По словам корреспондента «Медиазоны» Егора Сковороды, ингушских полицейских при этом сопровождали их чеченские коллеги, к которым те обратились за содействием.
У МВД Ингушетии встретили избитого в атаке фотографа Михаила Солунина - рука сильно болит, едет с охраной в больницу pic.twitter.com/EbmrzrpFi7
— Pyotr Verzilov (@gruppa_voina) March 11, 2016
«Ноутбук, который я забрала в гостинице в Грозном, не включается. У меня есть подозрения на этот счет», — сообщила «Медиазоне» юрист Екатерина Ванслова.
Между тем, правозащитник Иван Жильцов отметил, что сегодня кто-то попытался взломать его почту на Gmail. Он уверен, что неизвестные делают это с его ноутбука или планшета. Ранее стало известно, что техника избитых журналистов не сгорела в их автобусе, а была украдена нападавшими.
У водителя микроавтобуса Башира Плиева, возившего группу журналистов и правозащитников, диагностированы сотрясение головного мозга, перелом руки и перелом ноги, сообщил пресс-секретарь «Комитета по предотвращению пыток» Иван Жильцов.
«Именно Башир принял первые удары нападающих на микроавтобус и до последнего пытался защитить своих пассажиров – он отказался открывать дверь и призывал нападавших образумиться. Те в ответ вытащили его из кабины и жестоко избили. Совершенно посторонний нам человек до последнего старался обезопасить нас, в результате его личный автомобиль был сожжен, а сам он получил серьезные травмы», — говорится в сообщении Жильцова.
По информации «Кавказского узла», Плиев «является инвалидом второй группы и заработок от частного извоза на своем микроавтобусе помогал ему кормить семью с тремя детьми, старшему из которых только 13 лет».
«Кроме пенсии по инвалидности, других источников заработка у меня нет. Частный извоз кормил меня и мою семью», — приводило издание слова водителя.
Вот сразу после всего голливудское фото норвежского журналиста Ойстейна Виндстанда, которую сделал Timur Rahmatulin
Опубликовано Егором Сковородой 11 марта 2016 г.