6 лет назад прекратилось расследование убийства активиста Юрия Червочкина, до смерти забитого неизвестными в Серпухове в 2007 году
Цифра
10 декабря 2015, 10:50
6

лет назад прекратилось расследование убийства активиста Юрия Червочкина, до смерти забитого неизвестными в Серпухове в 2007 году

Источник: «Медиазона»

Ровно восемь лет назад, 10 декабря 2007 года в московском НИИ нейрохирургии имени Бурденко скончался серпуховчанин Юрий Червочкин — активист запрещенной в том же году Национал-большевистской партии (НБП) и участник многих ее протестных акций.

За несколько недель до этого на 22-летнего Червочкина напали несколько мужчин, которые избили его бейсбольными битами и ногами. Молодой человек был доставлен в больницу, где позже впал в кому и умер, не приходя в сознание.

За несколько часов до избиения Червочкин и еще один нацбол были задержаны в Серпухове и доставлены в местный отдел уголовного розыска. Милиционеры требовали, чтобы молодые люди дали расписку в том, что не поедут на готовившийся в Москве «Марш несогласных». После безрезультатных уговоров и угроз милиционеры отвезли их на окраину города и отпустили.

За несколько минут до нападения на Червочкина с ним разговаривал по телефону корреспондент сайта «Каспаров.ру» Алексей Сочнев. Нацбол сообщил журналисту, что идет домой, однако «сейчас за ним „хвост“», — его преследовали четверо мужчин в штатском. Двое из них, по словам Червочкина, ранее участвовали в его допросе в отделе уголовного розыска. Собеседники попрощались, а примерно в 21:15 в милицию поступил звонок от случайной свидетельницы избиения активиста. Через день милиция возбудила уголовное дело по части 2 статьи 213 УК — хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Соратники и друзья Червочкина утверждали, что правоохранительные органы фактически саботировали работу следствия. По словам матери погибшего оппозиционера Надежды Червочкиной, расследование убийства сына приостанавливалось пять раз — и возобновлялось только после ее ходатайств. Жалобы мать Червочкина подавала сама — денег на адвоката у нее не было. В 2009 году, когда расследование было в очередной раз приостановлено отделом по особо важным делам прокуратуры Московской области из-за отсутствия лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, Червочкиной сообщили, что материалы дела утеряны.

«Тогда как раз отделяли Следственный комитет от прокуратуры, следственные органы переезжали в другое место. К этому моменту дело начали передавать по рукам — сначала его вел один следователь, потом другой. Вот один из них мне и сказал, что уголовное дело было утеряно в процессе переезда. Тогда я написала запрос в СК, чтобы мне предоставили дело для ознакомления, но мне отказали, не указав при этом причину», — рассказала Надежда Червочкина «Медиазоне».

По словам матери убитого активиста, следователь объяснял ей, что расследование может возобновиться и через 15, и через 20 лет — если к тому времени в деле появится подозреваемый. Товарищи Юрия открыто обвиняли в причастности к его убийству сотрудника подмосковного УБОП (впоследствии — Центра «Э») Алексея Окопного, однако в 2012 году оперативник подал в суд иск о защите своей репутации и частично выиграл процесс, так и не добившись опровержений от СМИ.

«Через два года после убийства Юры я устала. Я сообщила на пресс-конференции, что выхожу из правового поля борьбы. С тех пор больше ничего не происходило. Со временем эта тема перестала быть интересной — в мире произошли куда более важные события, история замялась, стала ненужной и неактуальной. И прессе стало это неинтересно. Вот так все и идет», — констатирует Червочкина.

По ее словам, друзья Юры пытались найти адвокатов, юристы советовали обращаться в ЕСПЧ, но женщину останавливала перспектива разбирательства во всех инстанциях российского суда, без чего дело не могло быть принято к рассмотрению в Страсбурге.

«Я посчитала это бесперспективным делом. Времени на суды, которым я не очень-то доверяю, у меня не было, денег на адвокатов тоже. Ну, в конце концов, обращусь я в этот международный суд, выплатят мне эту компенсацию. А зачем она мне? Мне деньги не нужны. Расследовать смерть сына все равно никто не будет. Да и невозможно уже это сделать — такие преступления расследуются по горячим следам. Но тогда желания расследовать его у правоохранительных органов не было», — говорит мать Юрия Червочкина.

Источник: «Медиазона».