Здание РГГУ. Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Руководство РГГУ отправило преподавателям методичку, в которой объясняется, как они должны формировать у студентов «антитеррористическое сознание»: проводить дебаты, квизы и игры по своеобразным правилам. Источник «Медиазоны» в преподавательской среде считает, что РГГУ — не единственный вуз, где сотрудники получили такие рекомендации. Такие «профилактические действия» проводились и ранее, но теперь авторы методички акцентируют внимание на войне, после начала которой «многократно возросло количество информационных угроз, деструктивно воздействующих на молодежь».
Террористическими организациями, «представляющими наибольшую опасность для современной молодежи России», кроме уже привычного «Колумбайна», авторы методички называют «Маньяки. Культ убийств», батальон «Азов» и легион «Свобода России».
Согласно документу, «Культ убийств» вербует молодых людей через соцсети, обращая особое внимание на тех, кто находится в «тяжелой жизненной ситуации». Легион «Свобода России», в свою очередь, не только воюет с российскими солдатами в зоне «СВО», но и привлекает российскую молодежь к поджогам военкоматов, нападениям на силовиков, диверсиям и финансированию ВСУ. «Азов», созданный «на базе футбольных ультрас и праворадикалов Харькова», восхваляет Третий рейх, русофобию, расизм и неоязыческие взгляды, распространяя их через комиксы, книги и интернет-сообщества.
Для выявления студентов, симпатизирующих этим организациям, преподавателям рекомендуют не только проводить анкетные опросы и личные беседы о склонности к экстремизму, но и мониторить страницы учеников в соцсетях. По мнению авторов методички, «слишком малое количество друзей и подписчиков может свидетельствовать о замкнутости и социальной отстраненности», а слишком большое — «о потребности во внимании».
Подсказки о взглядах студента рекомендуют искать в его никнейме или статусе, подписках на сообщества, постах и комментариях «на предмет проявления агрессии или тревожности» и фотографиях или «историях», где отмечен подопечный, — их должны мониторить сотрудники по воспитательной или профилактической работе.
Чтобы не допустить нежелательного влияния на умы молодежи, авторы методички предлагают преподавателям проводить «профилактику по формированию антитеррористического сознания». По рекомендации в методичке, «залог успешного профилактического мероприятия заключается в отсутствии упоминания профилактики как таковой».
Кроме анкетирования и бесед с отдельными учениками, попавшими под подозрение, предлагается проводить и групповые «профилактические мероприятия», формирующие «антитеррористическое сознание». Форматов таких мероприятий несколько.
«Дебаты». В дебатах должны участвовать не больше 20 человек. Формат прост: одна команда высказывает разные радикальные тезисы, а другая критикует их на предмет логики и соответствия российскому законодательству. Есть лишь одно но — на стороне «радикалов» могут быть только преподаватели. «Нельзя допускать, чтобы в рамках профилактической работы студентам, у которых еще может быть не сформировано антитеррористическое сознание, пришлось стоять на позициях радикализма», — объясняют авторы методички.
«Дискуссия Джеффа». В одной стороне зала стоит плакат «Да», в другой — «Нет», в третьей — «Может быть». Ведущий высказывает то или иное суждение, а ученики расходятся к тем плакатам, которые им больше по нраву, при этом им нельзя что-либо критиковать или спорить. В дальнейшем проводится дискуссия, на которой психолог уточняет, почему студенты подошли к тому или иному плакату. Есть в методичке и примеры высказываний, которые должны оценить ученики:
— Я бы хотел изменить свой возраст.
— Я бы хотел жить в другой стране.
— Все можно купить за деньги.
— Я считаю, что могут посадить за лайк в социальных сетях.
— Бить всегда нужно первым.
— Я считаю, что моя семья играет решающую роль в моей жизни.
— Я всегда свободно выражаю свое мнение по какому-либо вопросу.
— Считаю, что грубость, вымогательство и применение силы в ссорах и спорах неприемлемо.
— Я могу оскорбить или избить за что-либо другого человека.
— Я знаю свои обязанности по отношению к другим людям, природе, Отечеству.
«Командная игра». Студенты делятся на несколько команд, им вручают карточки, на которых «доступным языком» изложено содержание статей УК об экстремизме и терроризме. После этого им приходит «сообщение в социальных сетях». После изучения карточек ученики должны обсудить «ответную реакцию» и дать отпор противоправному предложению, ссылаясь на информацию из карточек.
«Тематический квиз». Ученики «в игровой форме» отвечают на вопросы в течение нескольких раундов, таким образом для них «в интерактивном формате» доносится информация об антитеррористическом и антиэкстремистском законодательстве. При этом, отмечают авторы методички, преподавателям «не стоит забывать, что ключевая цель мероприятия — профилактическая, поэтому особый акцент стоит делать именно на объявлении правильных ответов».
«Спортивный турнир». Преподаватели должны организовать спортивное соревнование, но посвятить его тому или иному герою «антитеррористической операции» и рассказать о нем перед мероприятием. Хорошей идеей будет выбрать тот вид спорта, которым герой, к примеру, увлекался в юношестве. По мнению авторов, кроме «популяризации спорта», это мероприятие поможет в «формировании установок у обучающихся о деструктивной сущности идеологии терроризма» и в «демонстрации позитивных эффективных практик по противодействию идеологии терроризма».
Редактор: Дмитрий Трещанин