МАПП «Чернышевское» на российско-литовской границе в Калининградской области. Фото: AP
Евросоюз выпустил разъяснения по применению санкций против России: странам-участницам рекомендовано не пропускать через границу автомобили с российскими номерами. Латвия, Литва и Эстония уже начали применять новые правила. «Медиазона» кратко рассказывает, что уже произошло на границе и чего ждать в скором будущем.
8 сентября Еврокомиссия опубликовала новые разъяснения о санкциях против России. Теперь въехать в Евросоюз россиянам стало еще сложнее, в первую очередь на личных машинах.
По логике Еврокомиссии, въезд на автомобилях, приобретенных или зарегистрированных в России, может приравниваться к их импорту, а это запрещено восьмым пакетом санкций, принятым в октябре 2022 года. Кроме машин, под запрет тогда попал целый список товаров, перечисленных в приложении XXI к статье 3i постановления Еврокомиссии, в частности ноутбуки, телефоны и косметика.
Спустя всего два дня европейские чиновники выпустили новый циркуляр и смягчили формулировки: теперь в нем не упоминалась электронная техника, к провозу товаров, «вызывающих несущественную озабоченность с точки зрения обхода санкций», предлагается подходить индивидуально, а все внимание таможенникам следует сосредоточить на машинах.
При этом Еврокомиссия подчеркивала, что власти каждой страны ЕС должны самостоятельно оценивать ситуацию на границах и применять запреты «пропорциональным и разумным образом».
Внешнеполитическое ведомство Латвии еще 11 сентября рекомендовало таможенникам прислушаться к рекомендациям Еврокомиссии, в то же время отметив, что конфискация подсанкционных товаров все-таки не предусматривается.
На следующий день было официально объявлено, что машины с российскими номерами не смогут въехать в балтийскую страну. Подчеркивалось, что если водитель откажется возвращаться, то автомобиль может быть конфискован.
Утром 13 сентября таможенники сообщили, что одна машина попыталась въехать в Латвию из России — водитель уверял, что не знал о новом запрете.
Представительница литовской таможни Ирмина Фролова-Милашене утром 13 сентября сказала, что за двое суток в страну не впустили 36 автомобилей с российскими номерами, за рулем были граждане разных государств.
При этом она ничего не сказала о конфискации машин, хотя днем ранее заместитель министра иностранных дел Йовита Нялюпшене объявила: «Каждый, кто пересекает границу, будь то гражданин России или гражданин ЕС, следуя с зарегистрированными в России номерами, если у него нет документов, подтверждающих, что он пользуется калининградским транзитом, должен быть предупрежден о том, что его автомобиль при въезде будет конфискован». Правда, Нялюпшене уточняла, что таких случаев еще не было.
Генеральный директор департамента таможни Дарюс Жвиронас предупредил, что в будущем ограничения могут коснуться и автомобилей из России, уже находящихся в ЕС; он назвал это «следующим адекватным шагом».
«Я считаю, что каждый гражданин России, имеющий автомобиль, зарегистрированный в России, должен озаботиться и уехать на этом транспортном средстве в третьи страны, то есть в Российскую Федерацию, Республику Беларусь или другие страны», — сказал Жвиронас.
Впрочем, пока литовские чиновники подчеркивают, что ограничения не касаются машин, следующих транзитом в Калининградскую область и обратно: дорога в этот эксклав России проходит через территорию Литвы.
В прошлом году Вильнюс во исполнение санкций ЕС ограничил железнодорожный транзит подсанкционных товаров в Калининград, однако меньше чем через месяц Еврокомиссия выпустила новые разъяснения и запрет был снят.
Власти Эстонии утром 13 сентября объявили, что полностью запрещают въезд легковых машин с российскими номерами. «Они не должны наслаждаться привилегиями, которые дает свобода, пока Украина не одержит победу», — заявил глава эстонского МИД Маргус Цахкна.
Правда, спустя пару часов руководитель таможенного контроля Антс Кутти уточнил, что запрет будет касаться не всех машин: границу смогут пересекать мотоциклы, автобусы на десять и более пассажиров и автомобили с дипломатическими номерами.
Сегодня эстонские пограничники не пропустили первый автомобиль с российскими номерами, за рулем был гражданин Литвы.
По словам Кутти, ежемесячно границу Эстонии во время войны пересекают до 400 машин с российскими номерами. Как поступать с автомобилями, которые уже находятся в Эстонии, в правительстве пока не решили, обсуждение этого вопроса намечено на 14 сентября.
Министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс сказал, что «следующим шагом» должен стать запрет на выезд и конфискация машин.
Напротив, главный специалист отдела санкционных и стратегических товаров МИД Андрес Сиплане заверил, что «все они сейчас могут выехать из Евросоюза» и «передвигаться в пределах ЕС».
В МИД Финляндии объявили, что пока не запрещают въезд машинам с российскими номерами.
Таможенники из Германии подтвердили «Агентству», что могут конфисковать у россиян автомобили и личные вещи. В Германии еще летом арестовали несколько автомобилей с российскими номерами, ссылаясь на восьмой пакет санкций. Правда, юристы тогда предполагали, что это могло произойти из-за ошибки в переводе с английского на немецкий; кроме того, как минимум в одном случае автомобиль вернули.
Балтийские страны, на долю которых приходится большая часть наземной границы России с ЕС, вместе с Польшей еще прошлой осенью запретили въезд гражданам России с шенгенскими визами, оставив исключения для обладателей ВНЖ и гуманитарных виз, родственников своих граждан и дипломатов. Таким образом, новый запрет касается сравнительно небольшого числа россиян — автомобильных туристов из России в Латвии, Литве и Эстонии и так нет.
Уже вечером Маргус Цахкна написал в твиттере, что дипломаты балтийских стран провели встречу с представителями Норвегии, Польши и Финляндии, обсудив «дальнейшие шаги» по распространению запрета «на весь регион».
Потенциально ограничения на въезд машин с российскими номерами могут сказаться на судьбе украинцев, которые во время войны вынужденно оказались в России и направляются в Евросоюз. Волонтерка Елизавета, координирующая помощь таким беженцам, говорит, что в первую очередь эти меры «повлияют на маломобильных».
«Их часто возят российские волонтеры на личных машинах — у некоторых есть ВНЖ, но машины на российских номерах, — объясняет Елизавета. — 65–70% тех, кого мы везем, — пожилые, или маломобильные, или лежачие».
Редактор: Дмитрий Ткачев
Обновлено в 21:08. Добавлен твит министра иностранных дел Эстонии о встрече с представителями Норвегии, Польши и Финляндии.