Александр Немов, Елена Милашина и уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев. Фото: Команда против пыток
Во вторник рано утром в Чечне мужчины в балаклавах напали на журналистку «Новой газеты» Елену Милашину и адвоката Александра Немова, их избили ногами и угрожали убить. Милашиной сломали пальцы рук, облили зеленкой и обрили голову, у нее черепно-мозговая травма. Немова доставили в больницу с ножевым ранением в ногу. Журналистка и адвокат прилетели в Грозный на вынесение приговора Зареме Мусаевой — матери бывшего юриста «Комитета против пыток» Абубакара Янгулбаева и одного из предполагаемых основателей оппозиционного чеченского телеграм-канала 1ADAT. В итоге суд приговорил Мусаеву, обвиняемую в нападении на полицейского, к 5,5 годам колонии. «Медиазона» коротко рассказывает о случившемся.
Рано утром 4 июля машину, в которой журналистка «Новой газеты» Елена Милашина и адвокат Александр Немов ехали в Грозный из аэропорта, блокировали три других автомобиля. Из них вышли люди в черных балаклавах, они начали избивать корреспондентку и защитника ногами и дубинками, пишет «Новая газета», затем у них отобрали телефоны. Немов уточняет, что его угрожали застрелить, приставив пистолет к голове.
«Классическое такое похищение, как раньше все это было, — рассказала Милашина уже в больнице. — Просто давно такого не было. Прижали, выкинули шофера, таксиста, из его машины, к нам залезли, головы нагнули, мне руки завязали, на колени ставили, пистолет к голове. Как-то все делали нервно, так руки и не получилось у них завязать».
Как отмечает «Мемориал», при избиении Милашиной и Немову говорили: «Вас предупреждали. Уезжайте отсюда и ничего не пишите».
«Припоминали им всю их активность, работы, суды, процессы, на которые они ездили, про что Лена Милашина писала. Судя по всему, это явно не бандитское нападение, а нападение за их деятельность», — резюмирует руководитель «Команды против пыток» Сергей Бабинец.
После нападения обоих пострадавших госпитализировали в грозненскую больницу скорой помощи. У Милашиной сломаны пальцы рук, а также диагностирована закрытая черепно-мозговая травма, уже в больнице она несколько раз теряла сознание.
Бабинец опубликовал фото журналистки, на которой ее голова обрита и залита зеленкой. В разговоре с «Медиазоной» он сообщил, что это сделали нападавшие. «Требовали пароли от компьютера и телефона, она отказывалась, ей за это сломали пальцы», — добавляет он.
У Немова повреждена нога, правозащитники предполагают, что его ударили ножом. Сначала сообщалось, что он все равно планирует поучаствовать в заседании по делу Мусаевой, но затем стало известно, что обоих пострадавших госпитализируют в больницу в Беслане.
На видео, опубликованном позднее каналом «Сапа» из бесланской больницы, Милашина, хромая, идет по коридору и падает. Несколько мужчин бросаются к ней, чтобы поднять, и журналистка стонет: «Ай, не надо, больно!». Вскоре ее все же поднимают и ведут к скамейке. В коридоре раздается крик: «Неужели коляски нет в приемном отделении?».
Уполномоченный по правам человека в Северной Осетии Тамерлан Цогоев сказал, что журналистку и адвоката планируют доставить из Беслана в Москву самолетом МЧС. Цогоев подтвердил многочисленные переломы у Милашиной и Немова, а также ножевое ранение у адвоката.
Вскоре после нападения с Милашиной связалась уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова. Позже она сообщила РИА «Новости», что направила в СК и прокуратуру Чечни телеграммы в связи с нападением.
На инцидент также отреагировал глава Союза журналистов России Владимир Соловьев, он уточнил, что из-за нападения в организацию за помощью пока никто не обращался.
Расследовать нападение потребовали депутаты Александр Хинштейн и Евгений Попов, а также сенатор Андрей Клишас. Президентка Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Светлана Володина и глава комиссии совета палаты Генри Резник также обратились к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину и генпрокурору Игорю Краснову с требованием возбудить дело. Журналисты кремлевского пула РИА «Новости» утверждают, что Владимиру Путину известно о случившемся. В Кремле отметили, что «речь идет об очень серьезном нападении», которое «требует энергичных мер» и «реализации следственных действий».
В грозненскую больницу приехали полицейские, чтобы взять показания — журналистка и адвокат решили их не давать, поскольку решили, что это бесполезно. Бабинец отмечал, что на месте нападения могли быть камеры: это дорога от аэропорта до Грозного, вдоль которой стоят административные здания.
«Изымут их или нет, зависит от правоохранительных органов, которые, как известно, не стремятся оперативно расследовать нападения на адвокатов и журналистов», — уточнил он.
Также в грозненскую больницу приехал уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев, который выслушал рассказ Милашиной о нападении.
Позже стало известно, что глава Чечни Кадыров после разговора с Москальковой распорядился отвезти журналистку и адвоката в больницу в Беслане в соседней Северной Осетии и что Солтаев их сопроводит.
Корреспондентка «Новой газеты» Елена Милашина — одна из наиболее известных в России журналисток, пишущих о Чечне. Лауреатка многочисленных журналистских премий и наград, в 2017 году она выпустила цикл публикаций о преследовании и убийстве геев в республике.
В начале 2022 года Милашина рассказывала об угрозах со стороны руководства Чечни, в связи с этим ей необходимо было на время покинуть Россию. Такое решение ее редакция приняла вскоре после того, как глава республики Рамзан Кадыров назвал Милашину и правозащитника Игоря Каляпина «террористами» и «пособниками террористов».
Несмотря на угрозы, Милашина продолжила публиковать расследования о Чечне. Например, в апреле она писала, что Кадыров через посредника передавал деньги живущим в Европе блогерам, которые его же активно критикуют.
В феврале 2020 года на журналистку уже нападали, в тот раз пострадала и адвокат Марина Дубровина. Тогда Милашина приехала на суд по делу блогера Ислама Нуханова, снявшего видео о Кадырове.
В этот раз Милашина и адвокат Александр Немов прилетели в Грозный на приговор Зареме Мусаевой — жене бывшего судьи Сайди Янгулбаева, обвиняемой по делу о насилии над полицейским. Их детей — Абубакара, Ибрагима и Байсангура — власти Чечни считают администраторами оппозиционного чеченского телеграм-канала 1ADAT, жестко критикующего Рамзана Кадырова.
Избитый адвокат Немов защищает Мусаеву. В итоге приговор огласили без него. Ахматовский районный суд Грозного приговорил Мусаеву к 5,5 годам колонии общего режима.
Абубакар Янгулбаев, старший сын Мусаевой, так прокомментировал нападение на Милашину и адвоката: «Выгнав правозащиту из Чечни еще году в восемнадцатом, они ее выгоняли и из России и почти выгнали. То, что мы сегодня наблюдаем в Чечне, — это будущее России».
Как сообщали «Кавказ.Реалии», средний сын Ибрагим Янгулбаев — создатель канала 1ADAT, младший Байсангур также признавал, что он автор канала.
Ибрагим Янгулбаев рассказывал, что в 2015 году его с братом Абубакаром и отцом похитили и отвезли в резиденцию Кадырова, где глава Чечни лично его пытал. Младший и средний братья покинули Россию в 2018 году, сейчас оба внесены в список террористов Росфинмониторинга.
Старший сын Абубакар работал юристом в «Комитете против пыток». Он подчеркивал, что не имеет отношения к телеграм-каналу. Однако в конце 2021 года, после того как, по его словам, власти Чечни похитили около 40 его родственников, он тоже уехал из страны.
К январю 2022 года в России оставались бывший судья Сайди Янгулбаев, его жена Зарема Мусаева и их дочь Алия. В январе 2022 года чеченские силовики ворвались в их квартиру в Нижнем Новгороде, утверждая, что супругов хотят допросить по некоему делу о мошенничестве. У Янгулбаева к тому времени сохранялась судейская неприкосновенность, поэтому была задержана только его жена, которую затем этапировали в Грозный. Попытки бывшего судьи привлечь к делу федеральные власти и силовиков ни к чему не привели: никто не помешал похищению его жены. Сайди Янгулбаев с дочерью уехали из России вскоре после задержания Мусаевой.
Милашина одной из первых написала материал о похищении жены Янгулбаева, в котором сразу упомянула о тяжелом состоянии здоровья Мусаевой.
Позже Кадыров объявил, что по дороге 52-летняя Мусаева «напала на сотрудника полиции и чуть не лишила его глаза», и на нее завели дело о применении опасного для здоровья насилия к силовику.
Полтора года женщина провела в СИЗО, при этом состояние ее здоровья постоянно ухудшалось, и в июне 2023 года ее госпитализировали. Ее старший сын публично предлагал Кадырову отправить его под арест вместо матери.
В феврале 2022 года в Грозном прошел митинг против Янгулбаевых, на котором сжигали портреты членов этой семьи. Официальные власти Чечни оценили численность мероприятия в 400 тысяч человек.
Накануне этого митинга Адам Делимханов, депутат Госдумы от Чечни и один из ближайших соратников Кадырова, провел в инстаграме эфир, в котором рассказал о кровной мести семье Янгулбаевых.
«Нашим потомкам оставим наказ: оторвать вам головы, поработать над вами, вас убить», — отмечал он.
Редактор: Мария Климова