Нефтяной танкер ждет передачи сырой нефти из России, Суета, Испания, 5 марта 2023 года. Фото: Antonio Sempere / AP
Нефть остается одним из важнейших источников финансирования российского вторжения в Украину. Чтобы перекрыть его, зимой страны Запада ввели потолок цен для закупок нефти и нефтепродуктов из России. Но мировые рынки довольно быстро перестроились, и появились посредники, которые от санкций только выигрывают. Журнал Economist объясняет, как работает новая мировая модель нефтяного рынка.
Западным странам, которые ввели санкции против российской нефтяной отрасли, приходилось очень непросто. Каждый проданный баррель помогает России финансировать войну в Украине. Но если отказаться от российского экспорта вовсе, цены на нефть взлетят — и вместе с ними повысится стоимость российских запасов.
Пытаясь избежать такого развития событий, страны «Семерки» в сентябре объявили о введении потолка цен на нефть из России. Страховщики и поставщики могут иметь дела с Россией, если закупочные цены ниже определенного уровня. Фирмы из стран «потолочной коалиции», куда также входят Евросоюз и Австралия, обеспечивают большую часть морской нефтеторговли. Потолок начал действовать в декабре и составил $60 за баррель сырой нефти, на 30% ниже рыночной цены.
5 февраля были также установлены ограничения для цен на продукты нефтепереработки: $100 — для тех, которые стоят больше сырой нефти (вроде дизеля), и $45 — для тех, которые стоят меньше (вроде мазута). Евросоюз при этом вслед за другими странами Запада ввел запрет на импорт нефтепродуктов из России.
На первый взгляд все эти меры привели к полной перестройке довоенных торговых путей: на место Евросоюза и стран «Семерки» в морской нефтяной торговле с Россией пришли Китай и Индия. Но, согласно недавнему докладу Центра по изучению энергетики и чистого воздуха, изменения оказались не такими уж существенными, поскольку многие новые покупатели российской нефти перерабатывают ее, а потом продают на тот же Запад.
Доклад называет Китай, Индию, Сингапур, Турцию и ОАЭ «прачечными» российской нефти. За первый год войны их совокупный импорт сырца из России вырос на 140% (77,3 млн тонн, общей стоимостью $50 млрд) по сравнению с предыдущим годом. А экспорт нефтепродуктов в страны, которые ввели потолок цен, вырос на 26% (10,3 млн тонн, стоимостью $19,5 млрд). В другие страны они стали экспортировать всего на 2% больше.
«Прачечные» далеко не всегда продают на Запад нефтепродукты, которые произведены именно из российского сырья. Они вполне могут использовать для этого нефть из других источников, а образовавшиеся в отрасли дыры закрывать как раз нефтью из России. Но по большому счету введение ценового потолка не привело к тому, что западные экономики избавились от российской нефти. Оно просто создало больше возможностей для посредников.
Это, конечно, не значит, что сама идея потолка цен несостоятельна. Если она позволяет сокращать российские нефтяные доходы, значит, она работает. Из-за новых правил издержки России растут. Если отправлять нефть сначала в Китай и только потом в Европу, по пути придется израсходовать существенную ее часть. Нефтеперерабатывающие заводы должны переориентироваться на новые сорта сырца. А для обхода потолка цен приходится договариваться на не самых выгодных условиях с новыми страховщиками и транспортными компаниями.
Однако измерить все эти издержки очень непросто. По подсчетам мониторинговых компаний, российский сорт Urals продается дешевле на $25–35 за баррель, чем Brent. Однако данные из стран вроде Индии свидетельствуют, что цена на российскую нефть может быть существенно выше. При этом Россия также поставляет сырец в Китай через нефтепровод, и это позволяет в принципе избегать потолка цен.
По официальным российским данным, производство нефти сейчас ниже довоенных прогнозов на 8%, а доходы в первом квартале 2023 года упали на 40% по сравнению с прошлым годом. Но некоторые из компаний, которые торгуют российской нефтью, могут быть довольно тесно связаны с Кремлем и, по сути, работать на Владимира Путина. Если мировые цены опять пойдут вверх, сохранить потолок в $60 будет крайне трудно.
Источники данных: Centre for Research on Energy and Clean Air; Kpler; Rystad Energy; bruegel.org.
Оригинал: Buyers of Russian crude are exporting refined oil to the West, The Economist, June 20, 2023.
Перевод: Д. Г.