Александр «Чача» Иванов. Скриншот: @alexanderchachaivanov / Instagram
15 апреля фронтмен одной из старейших панк-групп России «Наив» Александр «Чача» Иванов вышел на сцену московского клуба в футболке с именем Маши Москалевой — школьницы, отец которой получил два года колонии за «дискредитацию» армии после того, как она нарисовала антивоенную картинку на уроке изо. Это был последний концерт «Наива» в России. Через несколько дней Иванов уехал из страны. «Медиазона» публикует написанное в дороге обращение, в котором музыкант объясняет, почему солидарность с Москалевыми оказалась для него так важна.
Меня зовут Александр Иванов, мое сценическое имя — Чача. Я вокалист русской панк-группы «Наив». Недавно на своем концерте в Москве я рассказал историю русской девочки-подростка, шестиклассницы Марии Москалевой из города Ефремов, изъятой из ее родной семьи за антивоенный рисунок, который она нарисовала в школе на уроке изо.
Возможно, это был мой последний концерт в России.
Я — анархист. Сомневаюсь в неизбежной безальтернативности государства. Любого государства.
Я — пацифист. Не приемлю насилия, предпочитаю открытую дискуссию и всегда полагаюсь только на мирный протест.
Я — феминист. В рамках более широкого освободительного процесса борьбы за равные права для всех угнетенных я поддерживаю женщин в их борьбе за равенство и уважение в обществе.
Я — панк-рокер. На протяжении всех лет своего существования панк-группа «Наив» выступала и выступает с публичными концертами с антиавторитарных, антифашистских, анархических и пацифистских позиций.
Я — русский (и по культуре, и по языку, и по национальности).
Но, возможно, более, чем все это, — я христианин, а христианину по вере его положено быть милосердным.
В первую очередь я обращаюсь к людям доброй воли в России (для меня как для русского человека и как для гражданина России особенно важно достучаться именно до русских людей или, если говорить чуть шире, до всех русскоговорящих людей — людей, находящихся в орбите русской культуры и считающих русский язык родным).
Второй мой адресат — это люди доброй воли во всем мире, готовые услышать историю Маши и понять, что не все русские поддерживают военные действия нынешнего режима, и что нас — противников войны — много, но нам очень страшно возвысить свой голос.
Моя третья «целевая группа» — это поклонники творчества панк-группы «Наив», наши многочисленные фанаты и просто симпатизанты коллектива во всех странах, благодаря которым группа «Наив» до сих пор существует независимо, востребована на рынке музыкально-развлекательных услуг, регулярно гастролирует по всему миру и выпускает новые песни на злобу дня.
Друзья, всех вас я прошу обратить внимание на историю Маши Москалевой и ее семьи и не остаться равнодушными.
***
В этом году панк-группе «Наив» исполняется 35 лет.
На весну 2023 года был назначен масштабный юбилейный тур нашей группы по России, который начинался концертом в Нижнем Новгороде. За ним следовал город Владимир и так далее — везде…
Но нашим юбилейным планам не суждено было сбыться: параллельно туру в так называемых патриотических русских СМИ была развернута озверелая кампания травли меня и моей группы.
Основная идея всех этих публикаций сводилась к одному простому тезису: Чача — предатель Родины.
Я — не враг русскому народу. Я не предатель.
Не успел тур начаться, как концертные площадки вместе с организаторами крупных летних фестивалей стали наперегонки уведомлять группу, что достигнутые ранее концертные договоренности отменяются под давлением «обстоятельств непреодолимой силы».
В Ярославле эта «непреодолимая сила» обрела форму официального предупреждения от прокуратуры города о невозможности проведения концерта группы «Наив». В других городах дело ограничилось обычным административным давлением на концертные площадки и промоутеров.
Один за другим города нашего юбилейного тура начали отваливаться, и быстро стало понятно, что никаких юбилейных гастролей не будет. Все летние фестивали, изначально заявившие участие группы «Наив», также убрали cо своих афиш логотип нашего коллектива.
Однако на тот момент каким-то чудом оставался неотмененным московский концерт — 15 апреля 2023 года в клубе 1930 Moscow.
Я понимал, что, вероятно, это мой последний концерт в Москве, а возможно, и вообще последний концерт в России. Поэтому я хотел сказать что-то важное, что-то такое, что имело бы реальное значение и конкретно помогло бы тем, кто в беде.
Таким образом, 15 апреля, в канун православной Пасхи, во время концерта «Наива» я решил рассказать публично о деле Маши Москалевой и ее семьи и привлечь внимание посетителей моего концерта к гуманитарному аспекту заведенного на эту семью дела, а именно к несоразмерности их «преступления» и наказания.
Мой призыв имел успех и живой отклик у посетителей концерта!
В ответ на мою речь о Маше люди начали стихийно скандировать уже ставший традиционным русский антивоенный лозунг «Хуй войне!», который поддержал и я.
В этот момент было не только удивительное чувство единения с залом, но и ощущение ужаса от осознания того, в какую опасность я вверг своими словами не только себя, но и всех там присутствующих.
Но я осознавал не только это…
Я понимал, что, несмотря ни на что, не все еще потеряно для нас, русских людей!
Ведь вот же рядом со мной стояли несколько тысяч людей моего языка, моей культуры и моей субкультуры тоже и вместе со мной, несмотря ни на какие запреты и репрессии, преодолевая свой внутренний страх, давали ясно и недвусмысленно понять свое отношение к этой «специальной военной операции».
С грустью подумалось мне в этот момент, что на протяжении почти всей истории российская власть, по всей видимости, самой главной угрозой видела и видит стихийную организацию масс.
Не дать людям объединиться ни на каком уровне, скомпрометировать или взять под контроль любую независимую, даже самую безобидную общественную инициативу, возникшую спонтанно, не инспирированную самим государством, — основная забота российских властей уже несколько веков.
Российской властью для разобщения людей сделано немало, и началось это не сейчас и не 30 лет назад. Перечитывая «Ревизора» Николая Васильевича Гоголя вместе со своей дочерью Авророй, я в который раз убеждаюсь в этом!
Ничем другим невозможно объяснить этот невероятный уровень разобщенности и атомизации российского общества (и в первую очередь — русской его части), фиксируемый не одно десятилетие подряд разными социологическими исследованиями.
Из-за взаимного недоверия и зависти друг к другу мы, русские люди, находясь на своей земле, являемся чуть ли не самым разделенным народом в мире.
Мне кажется, что история Маши Москалевой, безусловно, является настоящим зеркалом русской жизни, и от того, каков будет ее исход, зависит не только частная судьба этой несчастной русской семьи, но и дальнейшая судьба всей России.
Это последний рубеж, который отделяет нас, русских людей, от непоправимого морального падения. Рубеж, который мы не должны перейти, на котором мы должны споткнуться, остановиться и признать, что мы хотим оставаться людьми.
Атомизация, безразличие ко всему, включая себя самого, в российском обществе достигли предельного уровня: нам нет дела ни до кого, кто находится вне пределов самого ближайшего нашего круга — семьи, и это в лучшем случае.
Отсутствие солидарности приводит людей к неспособности объединиться ни по какому поводу.
Так не может и не должно быть!
Давайте подумаем о деле Маши Москалевой — что там на самом деле произошло?
Кого наказывают за ее антивоенный рисунок? ВСУ? Блок НАТО? Западную Европу? Мировую закулису?
Нет, страдает простая русская семья… Страдает за то, что девочка-подросток на уроке нарисовала антивоенный рисунок.
За это ее изъяли из семьи и поместили в детский дом.
А ее отца Алексея Москалева (человека, который и был ее единственной семьей) приговорили к двум годам тюремного заключения по спорному обвинению.
Перед вынесением приговора он сбежал из-под домашнего ареста, перешел границу с Беларусью (чем усугубил свое положение), где был задержан и отправлен в Москву. Теперь в дополнение к предыдущему сроку Алексею Москалеву грозят более серьезные обвинения.
Мы не можем и мы не должны согласиться не замечать этой публичной расправы над российской семьей, происходящей у всех нас на глазах уже целый год.
Все это случилось с простыми русскими людьми, живущими в российской глубинке. Они не являются ни иностранцами, ни миллионерами, ни звездами эстрады или популярными артистами: они жили свою простую жизнь в маленьком городке и никому не мешали. Имели отличную от большинства точку зрения, но это право гарантировано всем россиянам совсем недавно обновленной Конституцией.
Москалевы оказались в ситуации, когда на них обратили внимание власти, попали под горячую руку «доброго» государства — и все!
Теперь вся их прежняя жизнь сломана, она уже никогда, ни при каких обстоятельствах, даже самых благоприятных, не будет прежней.
Конечно, хорошо, что власти города Ефремов решили отказаться от иска об ограничении родительских прав Алексея Москалева.
В этом большая заслуга всех тех, кто не остался равнодушным к этому делу и рассказал о нем миру.
Но мы должны понимать, что это еще не конец истории — необходимо вернуть Алексея Москалева домой к его дочери.
Мы все должны этому поспособствовать!
Насчет будущего Алексея остается еще слишком много вопросов.
***
Друзья, мне кажется, что нам всем дается уникальный шанс проявить солидарность с этой семьей и добиться для них справедливости.
Возможно, это сможет стать нашим первым коллективным шагом на пути к долгожданному миру.
Наша поддержка Маши станет доказательством того, что мы можем объединиться и найти сочувствие в наших сердцах. Для начала хотя бы в таком очевидном деле.
Помните, как там у Корнея Ивановича Чуковского в «Тараканище»?
Не отдали же звери своих детей живьем на съедение?
Воспротивились?
Отказались?
Вот и мы не отдадим!
Не должны отдать.
20–26 апреля 2023 года, Москва — Стамбул — Санта-Барбара