«Последний юбилей последнего уебка». Как уволенный за поддержку Навального учитель истории из Коми стал обвиняемым по делу о «дискредитации» армии
Статья
3 февраля 2023, 11:10

«Последний юбилей последнего уебка». Как уволенный за поддержку Навального учитель истории из Коми стал обвиняемым по делу о «дискредитации» армии

Никита Тушканов. Фото: личный архив

В январе 2021 года учитель истории из республики Коми Никита Тушканов встал в центре города Микунь с плакатом: «Молчи или умри». Так он выразил поддержку задержанному после возвращения в Россию политику Алексею Навальному. После этой акции Тушканова уволили из школы за «аморальное поведение». Спустя два года силовики задержали педагога — на этот раз 28-летний мужчина оказался в СИЗО по обвинениям в «дискредитации» российской армии и оправдании терроризма.

«Распорядок дня: шесть утра — подъем, потом включается радио ФСИН и мертвый голос говорит: "Доброе утро, заключенные". Семь утра — завтрак, девять — проверка, потом идем гулять. Хотя это тоже камера, только розовая», — так бывший учитель истории из Республики Коми Никита Тушканов в письме своей девушке рассказывает, как проходят его дни в СИЗО-1 города Верхний Чов. Туда 28-летнего Никиту в начале декабря прошлого года Сыктывкарский городской суд отправил по обвинениям в оправдании терроризма в интернете (часть 2 статьи 205.2 УК) и «дискредитации» действий российских военных в Украине (часть 1 статьи 280.3 УК).

В январе 2021 года Тушканова уволили из школы № 1 в городе Микунь за «аморальное поведение» после пикета в поддержку Алексея Навального: 23 января педагог встал с плакатом «Молчи или умри» в центре города Микунь. После этого к нему домой пришла полиция, а спустя два дня директриса школы и районные чиновницы вызвали учителя на разговор в управление образования Усть-Вымского района — их диалог Тушканов записал на диктофон.

Во время встречи чиновницы говорили, что педагог «подает плохой пример детям», и вынуждали его написать заявление об увольнении по собственному желанию. По их мнению, учитель не должен быть недоволен политическим режимом в стране, ведь «ему дали работу и достойную зарплату». Тогда же чиновницы поинтересовались, «что он сделал для того, чтобы родина его любила».

Заявление об уходе по собственному желанию Тушканов тогда писать отказался, а после увольнения подал заявление о восстановлении на работе в прокуратуру и суд.

Правда, в июле того же года Усть-Вымский районный суд Республики Коми удовлетворять иск Тушканова отказался. В материалах дела фигурировала психолого-лингвистическая экспертиза на 70 страниц, выполненная активисткой «Союза православных женщин» Валентиной Мальцевой, которой предложили «оценить смысловую нагрузку» нескольких десятков мемов из кабинета учителя — их когда-то распечатали и повесили на стену ученики, а также его соцсети. Мальцева и раньше выполняла подобные поручения: например, в апреле 2021 года она нашла призывы к терроризму и экстремизму в комментариях во «ВКонтакте» матери-одиночки из Сыктывкара Елены Родвиковой.

В инстаграме Тушканова экспертка увидела проявления женоненавистничества, депрессии, склонности к суициду и истероидности. Например, по снимку, на котором учитель стоит рядом с женским манекеном, Мальцева сделала вывод, что Тушканов «не рассматривает женщин равными себе существами». При этом сам манекен Мальцева назвала в своем отчете «бессловесной куклой-рабыней». На снимке, где Тушканов закуривает сигарету, экспертку смутили руки педагога — она обратила внимание на «нездоровые красные пятна», а заодно между делом поставила и общий диагноз мужчине, заметив, что у Тушканова «под влиянием жизненных обстоятельств» могла развиться «истерическая психопатия».

«Подарочек Путлеру». Обыск и арест

Утром 7 декабря следователь ФСБ по особо важным делам Кирилл Матвеев и семеро сотрудников СОБР и Центра «Э» пришли с обыском в сыктывкарскую квартиру, где Тушканов жил со своей девушкой Александрой Кочановой (сейчас она ведет телеграм-канал в его поддержку). Историк в тот момент начал онлайн-урок с шестиклассником, рассказывает «Медиазоне» Александра. После увольнения Тушканов зарабатывал онлайн-репетиторством — на работу в другие школы его не приняли.

«Постучались в дверь, я пошла открывать, — вспоминает Кочанова. — Первыми вломились СОБР с автоматами, а потом уже следователь и сотрудники отдела по борьбе с экстремизмом. Снимали на видео это все: как заходили, как заваливали Никиту… Меня сразу отвели на кухню, сказали: "Туда вам нельзя". В первую секунду подумала, что они ошиблись — сейчас проверят документы и уйдут, что они ищут какого-то убийцу, бандита… Я сильно испугалась и вообще не могла соображать. Никита потом говорил, что успел закрыть ноут, услышав мой крик, так что, думаю, шестиклассник ничего не увидел».

По словам Александры, они с Никитой не догадались позвонить адвокату в начале обыска. Сотрудники сразу изъяли у пары всю технику, на кухне «открывали каждую коробочку чая» и внимательно пролистывали книги в шкафу. «Сказали: "А вдруг у вас тут какой-нибудь "Майн кампф" есть?"» — вспоминает девушка.

После обыска Тушканова отвезли на допрос. Так он узнал, что стал обвиняемым по статьям об оправдании терроризма и «дискредитации» действий российских военных из-за постов во «ВКонтакте». На следующий день суд отправил его в СИЗО. Росфинмониторинг внес учителя в «перечень террористов и экстремистов».

«Мамы счастливы, что их сын погиб в СВО?». Уголовное дело

В постановлении о привлечении Тушканова в качестве обвиняемого, подписанном следователем Кириллом Матвеевым, указано, что 8 октября Тушканов опубликовал во «ВКонтакте» несколько видео с последствиями взрыва на Крымском мосту. Публикации Тушканов сопроводил следующей подписью: «Подарочек на день рождения Путлеру. 70 лет исполнилось дедусе. Последний юбилей, последнего уебка» — и таким образом, по версии следствия, публично оправдал терроризм.

Следующий пост на странице Тушканова — это фрагмент мультфильма «Волшебное кольцо», где царь с царицей и детьми наблюдают, как исчезает хрустальный мост. Он сопровождается подписью: «Путин с Кабаевой идут к Крымскому мосту». Эта публикация в постановлении не упоминается.

За несколько месяцев прошлого года на Тушканова составили четыре административных протокола за посты о войне в Украине. Два из них были составлены по статьям о мелком хулиганстве и демонстрации нацистской символики.

Кроме того, дважды его штрафовали по статье о «дискредитации» армии (20.3.3 КоАП) на 30 тысяч рублей. Одно из решений впоследствии отменили из-за истечения срока давности. В публикации, на которую обратили внимание силовики, Тушканов написал: «Моя страна так яростно боролась с фашизмом, что стала фашистской».После этого педагог, по версии следствия, «принял решение повторно совершить действия по дискредитации» армии и опубликовал пост, начинающийся со слов «Путин аннексировал оккупированные территории». 

Через месяц после ареста учителя следователь пригласил проходившую по делу в качестве свидетеля Александру Кочанову в отдел забрать свои телефон и ноутбук. Когда она пришла за вещами, Матвеев повторно ее допросил, а также дал девушке прослушать записи их с Тушкановым телефонных разговоров.

«И он включает наш разговор, где мы обсуждаем, что Никите звонил участковый и просил дать объяснения по делу о злоупотреблении массовой информацией, это было в начале ноября, — вспоминает Александра. — Я поняла это по бытовым фразам каким-то, помню, что в этот день я купила плиту новую. Я следователя спрашиваю: "А вы Никиту постоянно слушали или сейчас только попросили доступ к звонкам?". Он мне сказал: "Я не могу вам на этот вопрос ответить"».

26 декабря в Верховном суде Республики Коми Никита Тушканов и его адвокат из проекта «Сетевые свободы» Владислав Коснырев пытались оспорить избранную меру пресечения, но суд оставил учителя истории в СИЗО. На заседании Тушканов рассуждал о том, что «война — это всегда преступление», и объяснял, что, по его мнению, на самом деле дискредитирует российскую армию.

«Женщинам, детям, старикам, разорванным от бомб, становится легче, по-вашему, когда говорят о применении военных сил РФ в целях поддержания международного мира и безопасности? — говорил он. — По вашему мнению, уважаемый суд, солдаты умирают с улыбкой на лице, когда их бросают в бессмысленные атаки бессмысленной войны? А их родители, мамы счастливы по поводу того, что их сын погиб или искалечен в ходе СВО? Спросите тех, кто потерял своего сына "в восстановлении конституционного строя" в Чечне, счастливы ли они? А если они не счастливы и убиты горем, это дискредитация действий армии? Но вы не спросите — вам и вашим детям не надо умирать на этой войне. А я нахожусь здесь лишь потому, что высказал свое мнение».

Редактор: Мария Климова