Приложение к Си. Как власти Китая решили вопрос с доступом в интернет для иностранных спортсменов
Статья
3 февраля 2022, 17:51

Приложение к Си. Как власти Китая решили вопрос с доступом в интернет для иностранных спортсменов

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

4 февраля в Пекине открываются 24-е зимние Олимпийские игры. Они состоятся всего через полгода после перенесенных из-за коронавируса летних игр в Токио, и тоже сопровождаются скандалами. Если японцы долгое время сомневались, стоит ли проводить игры в разгар пандемии, то китайская Олимпиада уже подверглась бойкотам по политическим причинам — в основном из-за критики ограничений свобод в КНР. «Медиазона» рассказывает, как власти планируют контролировать приезд тысяч гостей, привыкших к большей вольнице, чем китайские граждане.

Приложение

Приложение My 2022 встречает пользователя приветливой аватаркой с двумя талисманами Олимпиады-2022: улыбчивой пандой и китайским фонариком. Сервис обязателен к использованию для всех участников игр, от спортсменов до технических работников — в него встроены механизмы регистрации жалоб на состояние здоровья и отслеживания контактов с больными COVID-19.

Только у андроид-версии приложения свыше 5 тысяч пользователей — правда, рейтинг невысокий: 1,2 из 5 в Google Play и 2,6 из 5 в Apple App Store. Пользователи, чьи никнеймы совпадают с именами спортсменов и персонала олимпийских сборных, жалуются на нестабильность приложения. «Вылетает и не дает зайти обратно», — возмущается Vika-luge; «Третий день не могу войти в приложение», — пишет Damir Munirovi4.

Впрочем, проблемы с запуском приложения — далеко не главные. Есть и сомнения в безопасности его использования: европейские страны и США опасаются скрытной активности в My 2022 и предлагают атлетам и персоналу варианты снижения рисков. Наиболее жестко поступили Нидерланды: их олимпийцам предписано оставить собственные мобильные устройства дома из опасений, что весь трафик будет мониториться китайскими спецслужбами.

Британские и бельгийские функционеры предупредили спортсменов об этой угрозе, но оставили за ними право выбора, предложив выдать временные телефоны; немецкие — договорились с Samsung о раздаче временных телефонов и попросили атлетов устанавливать My 2022 только на них; Канада и Австралия ограничились разъяснениями о правилах безопасности при пользовании гаджетами.

Эта осмотрительность вызвала возмущение у китайских лоялистов: так, бывший главред известного своим националистическим уклоном таблоида Global Times Ху Сицзинь писал, что иностранцы «насмотрелись фильмов» и «едут на Олимпиаду, как к волку в логово или к тигру в пещеру».

Для беспокойства есть и сугубо технологические поводы: в Китае уже давно работает «великий файервол», который блокирует доступ к порочным — по мнению местных властей — западным соцсетям и ресурсам, активность армии государственных хакеров КНР хорошо задокументирована, а китайские приложения часто обвиняют в необоснованном сборе данных пользователей. С такими предпосылками было очевидно, что обязательный к использованию для иностранцев сервис My 2022 привлечет к себе повышенное внимание.

Так и вышло: за две недели до начала игр канадская лаборатория Citizen Lab, разоблачившая израильскую NSO Group с ее взломами телефонов политиков и правозащитников, выпустила отчет про My 2022. Исследователи обнаружили в приложении многочисленные уязвимости, позволяющие взломщику «с легкостью» получать доступ к передаваемым через приложение файлам, в том числе личным и медицинским данным. Также в коде приложения нашли отключенную функцию по мониторингу политически неблагонадежного контента по ключевым фразам — упоминаниям Синьцзяна, Тибета или Си Цзиньпина.

О своих выводах исследователи уведомили организаторов Олимпиады, но за месяц никакой реакции не последовало. В Международном олимпийском комитете сообщили, что приложение изучали две команды независимых специалистов, которые не нашли критически опасных уязвимостей. Представитель пекинского оргкомитета добавил, что разработчики «строго соблюдают закон КНР о защите персональных данных», а приложение вообще необязательно устанавливать на личный телефон — в сервис можно зайти через браузер.

«При первом запуске приложение показывает всплывающие окна и запрашивает согласие пользователя на доступ к функциям телефона, — говорится в "фактчеке западной прессы" китайского информагентства "Синьхуа". — Если приложение не используется, оно не будет задействовать эти функции; также пользователи могут в любой момент отозвать согласие на доступ в настройках системы без влияния на работу приложения».

Пекин перед Олимпиадой. Фото: Koki Kataoka / AP

Интернет

«Еще при подготовке поездки в Китай команда Star Tribune знала, что нам придется столкнуться с некоторыми технологическими препятствиями. Например, нам сказали, что неограниченный доступ в интернет будет только в определенных местах. Под неограниченным подразумевается отсутствие правительственной цензуры, — пишет в своей первой дневниковой записи из Пекина журналистка из американской Миннесоты Рэйчел Блаунт. — Власти Пекина обещали обустроить некие автономные зоны в вестибюлях отелей, где размещают прессу. Здесь, в отеле Sun Palace, это выглядит так: четыре стула вдоль стены. По сути это такие же "зоны неограниченного доступа", как и "зоны для протестов" на летних Играх 2008 года в Пекине — огороженные территории вдалеке от олимпийских объектов».

«Если отправляетесь в Пекин, заранее считайте, что ваши гаджеты и активность в интернете будут под наблюдением, — предупреждает репортеров Комитет по защите журналистов. — Чем больше вещей вы сможете предусмотреть заблаговременно, подготовив свои учетные записи и устройства к поездке, тем безопаснее будут ваши данные».

В организации также рекомендовали журналистам оставить собственные телефоны и ноутбуки дома, создать пустой почтовый ящик для переписки и считать, что номер в отеле просматривается и прослушивается. Поскольку многие публичные VPN-сервисы в КНР заблокированы, в CPJ рекомендуют пользоваться частными с осторожностью: «Использование незарегистрированного VPN могут использовать против вас, если местным властям потребуется формальный повод вас наказать».

«Аккредитованные участники смогут пользоваться интернетом свободно со своих собственных устройств, купив специальные SIM-карты игр», — сообщили в МОК в ответ на опасения, что доступ к западным ресурсам не откроют для иностранцев во время Олимпиады.

Обещания организаторов уже оказывались пустыми: во время летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине журналисты не могли открыть различные сайты, например, правозащитной организации Amnesty International, несмотря на неоднократные заверения МОК и китайских чиновников о беспрепятственном интернет-доступе. Позже в МОК признали, что согласились на ограничения в работе некоторых ресурсов, «не имеющих отношения к играм».

Обещания спортивных функционеров звучат на фоне анонсов по проведению «кампании по очищению интернета», которую проводит агентство по делам киберпространства Китая с целью создания «здорового, счастливого и мирного онлайн-пространства». Мешают созданию этой атмосферы, среди прочего, «слухи» и вульгарное поведение звезд, с которым в КНР активно борются в последние годы. Одной из первых жертв борьбы с вульгарностью стало популярное приложение для гей-знакомств Grindr, которое на днях пропало из эппсторов для китайских пользователей.

К вопросам свободы слова для участников Олимпиады в комитете относятся избирательно. По словам представителя организации Дика Паунда, «не будет такого, что можно делать все, что заблагорассудится». «Так что, ну вы понимаете, надо быть осторожнее в поступках, потому что можно привлечь к себе лишнее внимание», — пояснил он.

Редактор: Дмитрий Трещанин