Дмитрий Цибуковский и Анастасия Сафонова. Фото: Андрей Лепехин
В Челябинске суд приговорил к двум с половиной и двум годам реального лишения свободы анархистов Дмитрия Цибуковского и Анастасию Сафонову, обвинявшихся в хулиганстве из-за баннера «ФСБ — главный террорист» на заборе местного управления спецслужбы. После задержания Цибуковский рассказывал о пытках электрошокером; первое дело против них было прекращено за отсутствием состава преступления, однако два года спустя силовики возбудили новое — с более тяжким обвинением.
Дмитрия Цибуковского, Анастасию Сафонову и еще нескольких челябинских анархистов задержали 19 февраля 2018 года. За несколько дней до этого на заборе регионального управления ФСБ появилась растяжка «ФСБ — главный террорист».
Ролик с отчетом об акции появился в левых пабликах «ВКонтакте». Авторы объясняли, что они «навестили» ФСБ «в знак солидарности с репрессируемыми по всей стране анархистами» — той зимой стало известно о задержаниях и пытках петербургских и пензенских активистов, которых позже объявили участниками террористического сообщества «Сеть». Цибуковский рассказывал, что спецназовцы задержали его прямо на работе — в цеху Челябинского трубопрокатного завода, а потом избивали и пытали электрошокером в здании УФСБ. К Сафоновой насилие не применяли, но, по словам Цибуковского, дали ей услышать его крики.
На челябинцев в итоге возбудили дело о хулиганстве (часть 1 статьи 213 УК), которое через полгода закрыли «в связи с отсутствием состава преступления».
Спустя два года Цибуковского и Сафонову вновь задержали. К этому времени пара переехала в Тулу. 16 апреля 2020 года их новую квартиру взяли штурмом полицейские. «Выпилили двери, сотрудники ОМОН ворвались с автоматами. Зашли, повалили на пол», — рассказывал «Медиазоне» адвокат Андрей Лепехин. Анархистов отвезли в Челябинск, где суд заключил обоих под стражу; позже их перевели под домашний арест, но затем сняли и его.
На этот раз активистам предъявили обвинение в хулиганстве по мотивам политической ненависти и вражды, совершенном группой лиц по предварительному сговору (часть 2 статьи 213 УК). Расследованием дела занималось МВД. В ведомстве сочли, что хулиганство было совершено «с применением оружия» — из-за брошенной на снег дымовой шашки. По мнению следовательницы Адищевой, Цибуковский действовал «вызывающе грубо, дерзко и цинично», желая нанести ущерб репутации ФСБ».
Выступая в суде, обвиняемый анархист подчеркнул, что никогда не питал ненависти к сотрудникам спецслужбы, и не признал вину. «Данная протестная акция носила исключительно мирный характер и преследовала своей целью выражение протеста против откровенно садистских действий, взятых на вооружение, есть опасение, на систематической основе, сотрудниками ФСБ», — сказал анархист. Вину в хулиганстве по мотивам политической ненависти не признала и Сафонова.
Помимо хулиганства обоим вменяли вандализм (часть 1 статьи 214 УК) — это обвинение связано с граффити против пенсионной реформы, которые появились в одном из дворов Челябинска. Один из рисунков был нанесен на трансформаторную будку, другой на бытовку. Цибуковский и Сафонова признают, что присутствовали на этой акции, но сами ничего не рисовали. «Целью акции было, подчеркну, не осквернение зданий и сооружений, а выражение своего мнения по поводу данной реформы», — сказала анархистка в суде. Суд в итоге освободил пару от наказания по этой статье в связи с истечением срока давности.
Адвокат Андрей Лепехин рассматривал дело челябинских активистов в контексте давления на все левое движение в России и допускал, что настоящая цель силовиков — добиться от анархистов показаний на их единомышленников. 30 августа во время прений гособвинитель потребовал приговорить Цибуковского и Сафонову к шести годам колонии.
Редактор: Дмитрий Ткачев