Пикет в поддержку Ивана Голунова в 2019. Фото: Артур Новосильцев / ТАСС
В конце прошлого года президент подписал много новых законов, которые должны усложнить жизнь политическим активистам, журналистам и обычным гражданам. В первый рабочий день 2021 года «Медиазона» напоминает, что еще теперь запрещено, ограничено и ужесточено в России. А если вдруг вы забыли о старых запретах, пройдите наш запретительный тест.
Одиночный пикет — единственный вид уличных акций, не требующий согласования с властями. Так как организаторам митингов и шествий постоянно под разными предлогами отказывают в согласовании, граждане стали выражать свое мнение в виде «пикетных очередей». Пока один протестующий стоял с плакатом, в очереди стоят десятки или сотни других людей. Так было в 2019 году в пикетной очереди против уголовного преследования журналиста Ивана Голунова.
В 2020-м полицейские стали чаще и жестче разгонять пикетные очереди. — в марте, например, еще до коронавирусных органичений, задержали десятки пикетирующих против политических репрессий у здания ФСБ на Лубянке, а в мае — на акции против ареста журналиста и муниципального депутата Ильи Азара, вышедшего на пикет в поддержку основателя проекта «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова.
30 декабря Владимир Путин одобрил поправки, согласно которым суд может признавать пикетные очереди требующим согласования с властями публичным мероприятием, а вместе с ними и «массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленное на выражение и формирование мнений», например, «прогулки» протестующих.
Также Путин внес изменения в статью 6.13 КоАП (пропаганда наркотических средств). Теперь гражданам, признанным виновными по этой статье, если проступок был совершен в интернете, грозит штраф от 5 до 30 тысяч рублей, должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до 100 тысяч, а юрлица — до полутора миллионов.
До 2011 года статья о клевете предусматривала лишение свободы до трех лет, но затем ее декриминализовали, а клевета стала административным правонарушением. Меньше чем через год статью вернули в Уголовный кодекс, правда, в новой редакции ни один из ее составов не предполагал лишения свободы.
Теперь же депутаты значительно ужесточили наказание по статье 128.1 УК (клевета). Теперь за клевету в прессе, публичных выступлениях, интернете или в отношении нескольких лиц, в том числе «индивидуально неопределенных» грозит до двух лет колонии. Если в публикации утверждается, что человек страдает опасным заболеванием, ее автора могут лишить свободы на срок до четырех лет.
Максимальный срок — до пяти лет колонии — закон предусматривает для клеветы, соединенной с «обвинением лица в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» или тяжкого или особо тяжкого преступления. Это касается, например, обвинений в изнасиловании или убийстве.
В текущей версии закона личные данные или сведения об имуществе судей, прокуроров или силовиков можно было засекретить, только доказав, что их жизни или здоровью что-то угрожает. В новой версии закона формулировка про угрозу сохранилась, но была добавлена возможность прятать данные по целому списку должностей в отдельных госорганах: речь идет об МВД, ФСИН, ФСБ, СВР, ФСО, Нацгвардии. Руководители ведомств будут сами решать, каких подчиненных засекречивать, даже если никакой угрозы для них нет.
Запрет на выдачу информации будет касаться паспортных служб, ГИБДД, а также «информационно-справочных фондов», например Росреестра и ЕГРЮЛ.
Подписал президент и закон, по которому любого человека могут признать «физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента». Попасть в реестр можно за выражение мнения о действиях чиновников, участие в политических движениях, наблюдение на выборах, организацию массовых мероприятий, если власти сочтут, что это делалось в «интересах иностранного источника».
Новый закон предусматривает сроки до пяти лет колонии для физлиц — «иностранных агентов», которые были привлечены к административной ответственности статье 19.7.5-4 КоАП и самостоятельно не зарегистрировались в реестре. Эта норма вступит в силу с 1 марта.
Сроки до двух лет также ввели и для «СМИ — иностранных агентов», которые не стоит путать с физлицами — «иностранными агентами». Но физическое лицо тоже может войти в реестр «СМИ — иностранных агентов», если получает «зарубежное финансирование» и участвует в создании или распространении материалов издания или юрлица, признанного «иностранным агентом» — например, дает комментарий журналистам или постит ссылки в соцсетях. Этот реестр создали еще в декабре 2019 года, но первые пять человек внесли туда только накануне Нового года: это трое журналистов, феминистка и правозащитник.
Еще в мае 2020-го Путин подписал закон, расширяющий список уголовных статьей, осужденным по которым в течение пяти лет нельзя баллотироваться на любые выборные должности. Среди них призывы к экстремизму, призывы к терроризму, мошенничество, применение насилия к представителю власти и неоднократное нарушение правил публичных мероприятий, известная также как «дадинская статья» — по имени первого осужденного по ней активиста Ильдара Дадина.
Именно по этой статье в конце декабря к двум годам условного срока приговорили муниципального депутата Юлию Галямину. По мнению депутата, ее привлекли к уголовной ответственности именно для того, чтобы не позволить участвовать в выборах в Госдуму в 2021 году.
Теперь организаторам митингов запрещено получать деньги от иностранцев, международных организаций, НКО и незарегистрированных общественных объединений, признанных «иностранными агентами», а также анонимов и юридических лиц, зарегистрированных менее чем за год до перечисления средств.
Если в мероприятии участвуют больше 500 человек, все деньги на его организацию должны быть перечислены на счет в российском банке, а после проведения митинга организатор обязан представить отчет.
В текущей редакции статьи 267 УК (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения) лишение свободы от четырех до десяти лет было предусмотрено в случае причинения тяжкого вреда здоровью, смерти человека или крупного ущерба.
Теперь же лишиться свободы на срок до года можно в случае, если акция препятствовала движению транспорта или пешеходов и создала «угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, либо угрозу уничтожения или повреждения имущества» — такую угрозу суды и силовики, как правило, трактуют максимально широко.
Редактор: Егор Сковорода