Титиев, Гериев, Кутаев. Как правозащитников в Чечне обвиняют в хранении наркотиков
Статья
9 января 2018, 20:25

Титиев, Гериев, Кутаев. Как правозащитников в Чечне обвиняют в хранении наркотиков

Оюб Титиев. Фото: DOSH Magazine

В Чечне по обвинению в хранении наркотиков задержан правозащитник Оюб Титиев, который с 2010 года возглавляет местное отделение «Мемориала». В МВД Чечни утверждают, что «в ходе профилактических мероприятий» в машине правозащитника было обнаружено «вещество с запахом марихуаны». Руководитель программы «Горячие точки» правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов уверен, что силовики подбросили наркотики в автомобиль Титиева, чтобы помешать расследованию расстрела 27 задержанных в Чечне. При похожих обстоятельствах уже оказались в заключении общественный деятель Руслан Кутаев и журналист Жалауди Гериев.

60-летний Оюб Титиев был задержан сотрудниками ДПС Чечни утром 9 января, когда выехал из своего дома в селе Курчалой и отправился на встречу с другом. Полицейские остановили Титиева, обыскали его машину, после чего задержали правозащитника отвезли в отдел полиции по Курчалоевскому району.

«При досмотре машины в ее салоне полицейскими обнаружен полимерный пакет с веществом растительного происхождения со специфическим запахом марихуаны весом примерно 180 граммов», — говорится в сообщении МВД по Чеченской республике. По данным ведомства, Титиев направлен на медицинское освидетельствование, а вещество, изъятое в его автомобиле — на экспертизу.

Последние несколько месяцев Титиев и другие сотрудники «Мемориала» в Чечне работали по делу о 27 расстрелянных жителях республики, говорит руководитель программы «Горячие точки» правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов: «Мы проверяли информацию, которую публиковала «Новая газета», самостоятельно искали подтверждение. Работали по этому делу до Нового года и собирались эту работу продолжить. Это было для нас приоритетом. Думаю, задержание Оюба связано, в том числе, и с этим. Решили нас таким образом убрать».

По словам Орлова, весь день к Оюбу Титиеву не пускают адвоката, хотя защитник уже несколько часов находится в отделе полиции. Интересы главы чеченского «Мемориала» представляет адвокат Аслан Тельхигов.

«У защитника был очень короткий, эпизодический разговор со следователем, который сказал ему, что Оюб привлечен по 228-й статье УК, то есть за наркотики. Отсюда мы можем предположить, что во время обыска его машины туда было что-то подброшено, — говорит Орлов. — При этом адвокат сейчас ждет, он не видел ни одного документа по этому делу, не было ни одного полноценного разговора со следователем и с Оюбом он тоже не виделся. Дело начинается с грубейшего нарушения норм закона».

К Титиеву пустили члена Совета по правам человека при главе Чечни Хеду Саратову. Она рассказала «Новой газете», что видимых следов побоев на Титиеве нет. Правозащитник категорически отрицает, что пакет с наркотиками, якобы найденный в салоне его автомобиля, принадлежит ему. Саратова говорит, что адвоката Тельхигова пустили к задержанному вместе с ней.

Отделение правозащитного центра «Мемориал» заработало в Чечне в 2000 году. В июле 2009 года сотрудница организации Наталья Эстемирова, занимавшаяся мониторингом прав человека в республике, была похищена и убита. Олег Орлов, занимавший пост председателя правозащитного центра, обвинил главу Чечни Рамзана Кадырова в том, что тот угрожал Эстемировой. «У меня нет никаких сомнений, что за убийством Эстемировой стоят люди, подчиненные Рамзану Кадырову, которые творят убийства, насилие и беззакония на территории России, кстати, и за пределами России тоже», — сказал Орлов.

Кадыров, неоднократно критиковавший деятельность независимых правозащитников в Чечне, в ответ на высказывание Орлова отметил, что сотрудники «Мемориала» «получают большую зарплату с Запада, и для отчета по своей деятельности они пишут в интернете всякие гадости и ерунду». Представители Кадырова подали в суд на Орлова, однако Хамовнический суд Москвы оправдал председателя «Мемориала» по делу о клевете.

Убийство Эстемировой так и не было расследовано, а противостояние Кадырова и правозащитников продолжилось. 13 декабря 2014 года в Грозном неизвестные подожгли офис правозащитной организации «Комитет против пыток». В марте 2015 года неизвестные напали на журналистов и правозащитников на границе Чечни и Ингушетии, а затем вооруженные люди в масках ворвались в штаб-квартиру «Комитета против пыток» в Ингушетии. Кроме того, в 2015 году офис «Мемориала» в городе Гудермесе в Чечне ворвались неизвестные, которые забросали находившихся внутри правозащитников яйцами. Оюб Титиев сообщил об инциденте местной полиции, однако нападавших не задержали. Ни одно из этих нападений не было расследовано.

Еще одним защитником Титиева намерен стать адвокат Петр Заикин, занимавшийся делом чеченского правозащитника Руслана Кутаева. 20 февраля 2014 года 57-летний Кутаев был задержан дома у своего родственника. В ходе обыска силовики обнаружили в кармане куртки правозащитника 3 грамма героина.

За два дня до задержания Руслан Кутаев провел научно-историческую конференцию, посвященную депортации чеченского, ингушского и балкарского народов, 70-я годовщина которой приходилась на 23 февраля. Конференция была организована несмотря на то, что глава Чечни Рамзан Кадыров официально перенес связанные с депортацией траурные мероприятия в республике на 10 мая, 20-ю годовщину убийства его отца Ахмат-Хаджи Кадырова.

Близкие, знакомые и коллеги Кутаева не сомневались, что наркотики ему подбросили. «Меня пытали, бьют каждую минуту… Пытали током в Грозном», — сообщил сам Кутаев своему адвокату. Он отметил, что свою вину он не признает, но его «пытают и угрожают постоянно». 7 июля 2014 года суд в Чечне приговорил Кутаева к четырем годам колонии, позже Верховный суд республики сократил срок на два месяца. 20 декабря правозащитник вышел на свободу.

«В своей жизни я ни капли алкоголя не выпил! И все это знают — те, кто со мной учился, кто в армии служил, огромное количество близких и друзей моих. В Ачхой-Мартане все знают! И когда меня обвинили, что я храню наркотики, это вызвало не просто возмущение — это были ненависть и презрение к тем, кто это против меня затеял. Я совершенно не страдал от этого обвинения — знал, что никто никогда этому не поверит. Откровенно говоря, это было в мою пользу», — говорил он «Медузе» после освобождения. Наркотики, по словам Кутаева, ему подбросили.

Еще одним фигурантом дела о хранении наркотиков в Чечне стал корреспондент «Кавказского узла» Жалауди Гериев. По данным следствия, его задержали 16 апреля 2016 года на кладбище одного из сел Чечни. При обыске у журналиста нашли большой пакет марихуаны. Правозащитный центр «Мемориал» отмечал, что журналиста задержали при других обстоятельствах— утром 16 апреля Гериев зарегистрировался на рейс в Москву и поехал в грозненский аэропорт, однако вооруженные люди вытащили его из автобуса и посадили в машину.

Позже Гериев рассказывал, что силовики его вывезли в лес, били, душили и угрожали расстрелом. Они обвиняли Гериева в работе против властей Чечни и заставили признаться в хранении марихуаны. Позже журналист отказался от этих показаний. В сентябре 2016 года его приговорили к трем годам колонии общего режима по части 2 статьи 228 УК (незаконный оборот наркотиков в крупном размере).

В июне 2017 года Гериев подал жалобу в Европейский суд по правам человека. «Мы предполагаем нарушение прав Жалауди, предусмотренных статьями 3, 6, 10 Европейской конвенции — недопустимость жестокого бесчеловечного обращения и пыток, право на справедливое судебное разбирательство и минимальные гарантии прав подсудимого в судебном процессе, а также нарушение права на свободное выражение мнения», — говорила его адвокат Надежда Ермолаева.