Оюб Титиев. Фото: DOSH Magazine
В Чечне по обвинению в хранении наркотиков задержан правозащитник Оюб Титиев, который с 2010 года возглавляет местное отделение «Мемориала». В МВД Чечни утверждают, что «в ходе профилактических мероприятий» в машине правозащитника было обнаружено «вещество с запахом марихуаны». Руководитель программы «Горячие точки» правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов уверен, что силовики подбросили наркотики в автомобиль Титиева, чтобы помешать расследованию расстрела 27 задержанных в Чечне. При похожих обстоятельствах уже оказались в заключении общественный деятель Руслан Кутаев и журналист Жалауди Гериев.
60-летний Оюб Титиев был задержан сотрудниками ДПС Чечни утром 9 января, когда выехал из своего дома в селе Курчалой и отправился на встречу с другом. Полицейские остановили Титиева, обыскали его машину, после чего задержали правозащитника отвезли в отдел полиции по Курчалоевскому району.
«При досмотре машины в ее салоне полицейскими обнаружен полимерный пакет с веществом растительного происхождения со специфическим запахом марихуаны весом примерно 180 граммов», — говорится в сообщении МВД по Чеченской республике. По данным ведомства, Титиев направлен на медицинское освидетельствование, а вещество, изъятое в его автомобиле — на экспертизу.
Последние несколько месяцев Титиев и другие сотрудники «Мемориала» в Чечне работали по делу о 27 расстрелянных жителях республики, говорит руководитель программы «Горячие точки» правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов: «Мы проверяли информацию, которую публиковала «Новая газета», самостоятельно искали подтверждение. Работали по этому делу до Нового года и собирались эту работу продолжить. Это было для нас приоритетом. Думаю, задержание Оюба связано, в том числе, и с этим. Решили нас таким образом убрать».
По словам Орлова, весь день к Оюбу Титиеву не пускают адвоката, хотя защитник уже несколько часов находится в отделе полиции. Интересы главы чеченского «Мемориала» представляет адвокат Аслан Тельхигов.
«У защитника был очень короткий, эпизодический разговор со следователем, который сказал ему, что Оюб привлечен по 228-й статье УК, то есть за наркотики. Отсюда мы можем предположить, что во время обыска его машины туда было что-то подброшено, — говорит Орлов. — При этом адвокат сейчас ждет, он не видел ни одного документа по этому делу, не было ни одного полноценного разговора со следователем и с Оюбом он тоже не виделся. Дело начинается с грубейшего нарушения норм закона».
К Титиеву пустили члена Совета по правам человека при главе Чечни Хеду Саратову. Она рассказала «Новой газете», что видимых следов побоев на Титиеве нет. Правозащитник категорически отрицает, что пакет с наркотиками, якобы найденный в салоне его автомобиля, принадлежит ему. Саратова говорит, что адвоката Тельхигова пустили к задержанному вместе с ней.
Еще одним защитником Титиева намерен стать адвокат Петр Заикин, занимавшийся делом чеченского правозащитника Руслана Кутаева. 20 февраля 2014 года 57-летний Кутаев был задержан дома у своего родственника. В ходе обыска силовики обнаружили в кармане куртки правозащитника 3 грамма героина.
За два дня до задержания Руслан Кутаев провел научно-историческую конференцию, посвященную депортации чеченского, ингушского и балкарского народов, 70-я годовщина которой приходилась на 23 февраля. Конференция была организована несмотря на то, что глава Чечни Рамзан Кадыров официально перенес связанные с депортацией траурные мероприятия в республике на 10 мая, 20-ю годовщину убийства его отца Ахмат-Хаджи Кадырова.
Близкие, знакомые и коллеги Кутаева не сомневались, что наркотики ему подбросили. «Меня пытали, бьют каждую минуту… Пытали током в Грозном», — сообщил сам Кутаев своему адвокату. Он отметил, что свою вину он не признает, но его «пытают и угрожают постоянно». 7 июля 2014 года суд в Чечне приговорил Кутаева к четырем годам колонии, позже Верховный суд республики сократил срок на два месяца. 20 декабря правозащитник вышел на свободу.
«В своей жизни я ни капли алкоголя не выпил! И все это знают — те, кто со мной учился, кто в армии служил, огромное количество близких и друзей моих. В Ачхой-Мартане все знают! И когда меня обвинили, что я храню наркотики, это вызвало не просто возмущение — это были ненависть и презрение к тем, кто это против меня затеял. Я совершенно не страдал от этого обвинения — знал, что никто никогда этому не поверит. Откровенно говоря, это было в мою пользу», — говорил он «Медузе» после освобождения. Наркотики, по словам Кутаева, ему подбросили.
Еще одним фигурантом дела о хранении наркотиков в Чечне стал корреспондент «Кавказского узла» Жалауди Гериев. По данным следствия, его задержали 16 апреля 2016 года на кладбище одного из сел Чечни. При обыске у журналиста нашли большой пакет марихуаны. Правозащитный центр «Мемориал» отмечал, что журналиста задержали при других обстоятельствах— утром 16 апреля Гериев зарегистрировался на рейс в Москву и поехал в грозненский аэропорт, однако вооруженные люди вытащили его из автобуса и посадили в машину.
Позже Гериев рассказывал, что силовики его вывезли в лес, били, душили и угрожали расстрелом. Они обвиняли Гериева в работе против властей Чечни и заставили признаться в хранении марихуаны. Позже журналист отказался от этих показаний. В сентябре 2016 года его приговорили к трем годам колонии общего режима по части 2 статьи 228 УК (незаконный оборот наркотиков в крупном размере).
В июне 2017 года Гериев подал жалобу в Европейский суд по правам человека. «Мы предполагаем нарушение прав Жалауди, предусмотренных статьями 3, 6, 10 Европейской конвенции — недопустимость жестокого бесчеловечного обращения и пыток, право на справедливое судебное разбирательство и минимальные гарантии прав подсудимого в судебном процессе, а также нарушение права на свободное выражение мнения», — говорила его адвокат Надежда Ермолаева.