Во время задержаний в центре Москвы, 5 ноября 2017 года. Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсант
5 ноября — в день анонсированной саратовским националистом Вячеславом Мальцевым, но так и не состоявшейся революции в России — полиция задержала не менее 440 участников признанного экстремистским и запрещенного движения «Артподготовка» и случайных прохожих по всей стране. По данным МВД, только в отношении задержанных в Москве было составлено 328 административных протоколов. Столичное управление Следственного комитета расследует дела о призывах к массовым беспорядкам и осуществлению террористической деятельности, а также о нападении на полицейского. В других регионах сторонники Мальцева тоже стали фигурантами уголовных дел.
Утром 5 ноября полицейские оцепили Манежную площади и Тверскую улицу. С полудня они начали задерживать участников ожидавшегося в этот день народного схода и случайных прохожих; уже в течение часа на Манежной оказались задержаны более 40 человек. Одновременно с этим задержания начались в других городах России.
По данным управления Следственного комитета по Москве, у задержанных были изъяты «многочисленные предметы, используемые для насильственных действий»: маски, бронежилеты, биты, кастеты, арматуры, газовые баллоны и «профессиональные рогатки с металлическими шарами».
Вечером «Открытая Россия» сообщила, что задержанных активистов в Москве допросили в качестве свидетелей по уголовному делу о подготовке к теракту и массовым беспорядкам, которое возбудили еще 31 октября. В тот день, пояснили московские следователи, в интернете было опубликовано видео, содержавшее «призывы к массовым беспорядкам и осуществлению террористической деятельности», а также информацию с описанием «способов совершения преступления, противодействия сотрудникам правоохранительных органов».
«Эти действия, как полагает следствие, спровоцировали определенные категории граждан собраться на несанкционированные массовые мероприятия 5 ноября в Москве», — говорилось в сообщении ведомства. Дела возбуждены по факту призывов к массовым беспорядкам и осуществлению террористической деятельности (часть 3 статьи 212 УК, часть 2 статьи 205.2 УК). Кроме того, в релизе упоминался 48-летний мужчина, который при проверке документов на месте сбора участников акции «нанес сотруднику полиции кулаком удары в голову, причинив телесные повреждения». Против него возбуждено дело о нападении на полицейского (часть 1 статьи 318 УК); в СК говорили, что следствие намерено ходатайствовать о его аресте.
О нескольких случаях уголовного преследования сторонники Мальцева сообщали еще в октябре. Так, 27 октября Мещанский районный суд Москвы арестовал двоих последователей саратовского оппозиционера — Юрия Корного и Андрея Кептю — по делу о приготовлении к теракту (часть 1 статьи 30, пункт «а» части 2 статьи 205 УК). Активисты, как передавал канал РЕН-ТВ, были задержаны ночью 12 октября, когда разливали по бутылкам бензин, смешанный с моторным маслом. По данным телеканала, они планировали поджечь сено, оставшиеся после сельскохозяйственной ярмарки на Манежной площади, а затем снять видео с призывом прийти на акцию 5 ноября. Полицейские изъяли у Корного и Кепти семь пластиковых бутылок с зажигательной смесью, канистру и листовки. Задержанные отбыли в спецприемнике по 15 суток за неповиновение полиции (статья 19.3 КоАП), затем сотрудники ФСБ допросили их по уголовному делу.
2 ноября «Московская газета» сообщила, что в Москве задержали еще четырех сторонников Мальцева — Олега Дмитриева, Олега Иванова, Сергея Озерова и Вадима Майорова. По сведениям издания, 5 ноября они намеревались организовать массовые беспорядки с использованием «коктейлей Молотова». 13 стеклянных бутылок с зажигательной смесью, три канистры с горюче-смазочными материалами и устройства для изготовления «коктейлей Молотова» были обнаружены в квартире, где задержали активистов.
6 ноября Озеров рассказал «ОВД-Инфо», что полицейские выломали дверь квартиры в Новой Москве, где находился он и двое его товарищей из Татарстана. При этом Озеров не упоминал Майорова, который, если верить источнику «Московской газеты», был задержан вместе с ним. На всех троих составили протоколы за неподчинение требованиям сотрудников полиции (статья 19.3 КоАП). Через несколько часов Щербинский районный суд арестовал Озерова, Иванова и Дмитриева на 15 суток.
В ночь на 5 ноября в районе Богородское на северо-востоке Москвы попытались поджечь местное отделение «Единой России». «Неустановленное лицо на торце дома под вывеской "Единая Россия" сделало надпись "5.11.2017. Час настал", после чего разбило окно в офисе и совершило поджог помещения. Затем злоумышленник скрылся», — рассказал источник агентства «Москва» в правоохранительных органах. Площадь пожара составила 1 (один) квадратный метр, спасатели быстро потушили огонь, никто не пострадал. Полиция возбудила уголовное дело по статье 167 УК (умышленное уничтожение имущества путем поджога). В пресс-службе ГУВД Москвы уточнили, что в партийном офисе загорелись шторы, а на месте происшествия был задержан пьяный безработный житель Воронежской области.
5 ноября полицейские задержали троих сторонников преобразования Петербурга и Ленобласти в автономную республику Свободная Ингрия — Эльдара Миникаева, Михаила Войтенкова и Диану Ретинскую, которые припарковали автомобиль у станции метро «Чернышевская».
«Когда вернулись к машине, там их ждали менты, которые стали гнать, что якобы поступило сообщение от доброжелателя, что они замышляют недоброе. Поверхностный осмотр машины ничего не дал, их забрали в 78-й отдел», — описывал задержание своих товарищей активист Родион Колесников. По его словам, у сторонников ингерманландской автономии забрали ключи от машины, в котором вскоре после этого силовики нашли револьвер с патронами, гранату и «коктейли Молотова».
«Всех троих задержали и стали раскручивать на попытку теракта — якобы они "собирались напасть" то ли на ментов, то ли на губернатора. Хранение оружия вменяется всем троим — типа, они его все вместе хранили "по предварительному сговору"», — утверждает Колесников. По его мнению, толчком к репрессиям против его единомышленников стал сюжет «Дождя» о праздновании Дня Ингрии 6 октября.
7 ноября дознаватель МВД взял с Миникаева, Войтенкова и Ретинской подписку о невыезде. Адвокат Валентин Пышкин, представляющий интересы Миникаева, говорит, что уголовное дело возбуждено по факту хранения оружия группой лиц (часть 1 статьи 35, часть 1 статьи 222 УК).
В Красноярске 30 октября Железнодорожный районный суд на два месяца арестовал сторонника Мальцева Романа Марьяна. Он подозревается в приготовлении к участию в массовых беспорядках (часть 1 статьи 30, часть 2 статьи 212 УК) и уже признал вину. Марьяна сняли с поезда в Ачинске, откуда он собирался отправиться в Москву на «Русский марш».
3 ноября тот же суд арестовал красноярского активиста движения «Артподготовка» Александра Зайцева, которого подозревают в вовлечении в организацию массовых беспорядков (часть 1.1 статьи 212 УК). По версии следствия, Зайцев написал электронное письмо активистам Роману Марьяну и Петру Исаеву, в котором рассказывал о готовящемся в Москве «вооруженном восстании» и призывал участвовать в нем. Последние согласились и вместе с Зайцевым запланировали поездку в столицу. Исаев с Марьяном были задержаны на железнодорожной станции в Ачинске, уточняется в постановлении о возбуждении уголовного дела в отношении Зайцева. Ему грозит до 10 лет колонии.
Кроме того, 3 ноября РБК в заметке о задержанных сторонниках Мальцева сообщил со ссылкой на источник в Центре «Э», что группа под руководством некоего Александра Свищева из Красноярска планировала диверсии на объектах ЛЭП. При этом, по словам активистки Инны Холодцовой, 3 ноября Свищев был на пять суток арестован Перовским райсудом Москвы за мелкое хулиганство (часть 2 статьи 20.1 КоАП). Как уточнила «Медиазоне» Холодцова, об этом по телефону из здания суда сообщила активистка «Новой оппозиции» и супруга Свищева Светлана Белан. Она также была арестована на пять суток. Белан якобы утверждала, что 2 ноября к ним в квартиру ворвались вооруженные люди. В квартире провели обыск, затем мужчина, представившийся сотрудником ФСБ, вызвал полицию, и наряд увез активистов в ОВД «Вешняки». Там супруги провели ночь, а затем их с протоколами об административном правонарушении доставили в суд. Волонтер проекта «Протест-инфо», который ведет монитинг задержаний в оппозиционной среде, Иван Егоров рассказал «Медиазоне», что Свищев — из Новосибирска, но в последнее время жил в Москве.
Анонимный телеграм-канал «Кремлевская прачка» пост о «группе Свищева» проиллюстрировал фотографиями паспортов четырех человек, в том числе самого Свищева. «Никто не знает этих людей. Мы подавно. Свищева мы видели несколько раз на акциях в Москве, брали интервью, как и у многих других», — говорит Егоров.
Утром 1 ноября в Энгельсе силовики пришли к местным сторонникам Мальцева — Дмитрию Пешкову, Александру Мололкину, Дмитрию Германову; а в Саратове — к Сергею Рыжову.
Опубликованное ФСБ видео задержания сторонников «Артподготовки» начинается с кадров, на которых силовики врываются через окно в съемную квартиру, где в последние дни находился Рыжов. Помещение осмотрели, силовики обнаружили там тротил и пять бутылок с зажигательной смесью.
После этого Сергея Рыжова отвезли на допрос в ФСБ. Он утверждает, что взрывчатые вещества ему подкинули. 2 ноября саратовское управление ФСБ возбудило против Рыжова дело по части 1 статьи 30, части 1 статьи 205 УК (приготовление к теракту), уточнил адвокат Игорь Элифханов. Активиста подозревают в том, что он планировал теракты в Саратове 4 и 5 ноября, а также захват зданий правительства Саратовской области и почтамта. Суд отправил Рыжова в СИЗО. Пешкова и Мололкина арестовали на пять суток за мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП): оба якобы ругались матом.
По данным активиста Сергея Окунева, в отношении Германова возбудили дело по 282-й статье (возбуждение ненависти или вражды). Где находится Германов сейчас, неизвестно.
2 ноября в Волгограде у сторонника Мальцева Сергея Никитенко прошел обыск. Супруга активиста Екатерина рассказала, что в полшестого утра к ним домой пришли десять человек в штатском и участковый. Они показали постановление об обыске, согласно которому Никитенко подозревают в сбыте наркотиков в крупном размере. При этом, по словам Екатерины, силовики не искали в квартире наркотиков, но изъяли все связанные с 5 ноября материалы.
На следующий день Тракторозаводский районный суд Волгограда арестовал Никитенко, обвиняемого по части 2 статьи 228 УК (незаконное хранение наркотиков в крупном размере) и по части 1 статьи 231 УК (незаконное культивирование в крупном размере растений, содержащих наркотические вещества).
Пресс-секретарь суда Ирина Басакина рассказала, что дело против Никитенко поступило в суд еще 14 сентября. До ноября в отношении него действовала мера пресечения, не связанная с лишением свободы, однако 5 октября, по ее словам, суд вернул дело в прокуратуру в связи с розыском обвиняемого: он якобы не являлся на судебные заседания. Адвокат Илья Павленко, знакомый с обстоятельствами дела, говорит, что Никитенко исправно посещал заседания суда. «Насколько я слышал от его супруги, он являлся, звонил, приходил на судебные заседания. Это просто такой финт: была возможность и все. К человеку не к чему было придраться», — считает адвокат.
За два дня до анонсированной Мальцевым акции — 3 ноября — ФСБ отчиталась о задержании томских активистов, которые якобы «планировали организовать массовые беспорядки в местах наибольшего скопления граждан».
Силовики не уточнили, являются ли задержанные сторонниками Мальцева, но назвали их «представителями общественного деструктивного движения». Возбуждено уголовное дело о публичных призывах к экстремистской деятельности (статья 280 УК). При этом число подозреваемых не уточняется; по утверждению ФСБ, задержаны «основные организаторы планируемых экстремистских акций».
1 ноября Советский районный суд Казани на два месяца арестовал активиста «Артподготовки» Олега Деткина, подозреваемого по пункту «в» части 2 статьи 282 УК (возбуждение ненависти или вражды к социальной группе). Следователи считают, что Деткин с мая 2015 года по июль 2017-го публиковал на своей странице в соцсети «ВКонтакте» фотографии и записи «экстремистского содержания, содержащие унизительные характеристики, негативные эмоциональные оценки и установки в адрес представителей различных национальностей, призывая к совершению действий, направленных на возбуждение расовой, национальной и социальной розни».
Исправлено 9 ноября 2017 года в 20:15: изначально в материале ошибочно сообщалось, что видео ФСБ начинается с кадров штурма квартиры в Энгельсе, где находились несколько активистов; в дейтвительности там находился сторонник Мальцева Сергей Рыжов.