Фото: Артем Геодакян / ТАСС
С момента подписания президентом закона о ликвидации ФСКН прошло больше пяти месяцев. Многие сотрудники наркополиции получили должности в МВД, но некоторые из них продолжают оставаться без работы и компенсаций. «Медиазона» попыталась подвести промежуточные итоги расформирования ведомства.
В апреле 2016 года Владимир Путин упразднил Федеральную службу по контролю за наркотиками (ФСКН), с начала лета ее обязанности перешли к МВД. Реформа, хотя она и была запланирована больше года назад, стала неожиданностью для сотрудников расформированной службы. Неопределенность должна была разрешить специально созданная межведомственная комиссия, которая, помимо прочего, планировала заняться трудоустройством наркополицейских и их переоформлением в штат МВД.
В подписанном президентом законе «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» говорится, что штатная численность ФСКН передается МВД России. Сам глава государства во время апрельской «Прямой линии» заверил, что повода для беспокойства у сотрудников расформированного ведомства нет — массовых сокращений реформа не подразумевает.
«Что касается оперативного состава, основного контингента работающих, то мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что его нельзя сокращать, никто не собирается этого делать в силу значимости тех задач, которые решает эта структура», — говорил Путин.
Расформировать ФСКН власти планировали к 1 июня 2016 года, однако ликвидацию службы пришлось отложить. Как отмечала Gazeta.ru, нормативные акты, необходимые для передачи функций наркополиции в Министерство внутренних дел, оказались не готовы к назначенному сроку. Впрочем, оружейный арсенал, принадлежавший сотрудникам и бойцам спецназа ФСКН «Гром», был довольно оперативно передан межведомственной комиссии. Ликвидация структуры была продлена до конца года.
В середине июля Общественная палата объявила, что больше половины бывших сотрудников наркоконтроля остаются нетрудоустроенными — 16 тысяч человек так и не перевели в МВД, они не получают ни зарплат, ни пособий. При этом часть сотрудников центрального аппарата и территориальных органов были уже уволены в связи с переходом в другое ведомство, но никаких документов, подтверждающих прием на службу в МВД, еще не получили. Представители министерства, в свою очередь, пояснили, что переоформление сотрудников ФСКН занимает довольно много времени. «Нам приходится проводить спецпроверки кандидатов. Если собственная безопасность дает добро, то мы людей сразу принимаем. Все это занимает время. При этом все, что положено по закону, будет осуществлено», — сказал на встрече с членами Общественной палаты представитель департамента государственной службы МВД Сергей Кухаренок. Он добавил, что предпочтение будет отдано тем, кто имеет высшее юридическое образование и «нужные допуски».
Пока сотрудники ФСКН ожидают переоформления в МВД, многие наркополицейские уже получили уведомления об отказе принять их в ряды полиции. Так произошло, в частности, в Забайкальском крае, где несколько сотрудников расформированной службы подали иск к краевому МВД.
«В Забайкалье на работу не приняли 49 бывших сотрудников ФСКН (всего в региональном управлении ведомства работали около 250 сотрудников — МЗ). Большая часть, в основном, руководство расформированного ФСКН, ушла на пенсию, а девять человек подали в суд», — рассказал «Медиазоне» юрист «Забайкальского правозащитного центра» Роман Сукачев.
В поданном к МВД иску (копия документа есть в распоряжении «Медиазоны») отмечается, что отказ в приеме на работу сотрудники ФСКН получили после проведения проверки отделом собственной безопасности (ОСБ) УМВД. Как именно проходила проверка, наркополицейские не знают, однако по ее итогам им было отказано в должности.
В своем иске бывший сотрудник ФСКН «Иван Иванов», попросивший «Медиазону» не раскрывать его настоящие имя и фамилию, указал, что проверка была проведена с нарушениями: он не давал МВД согласия на обработку своих персональных данных, поскольку должность в органах внутренних дел ему на момент проведения проверки еще не предлагали.
По словам «Иванова», на общем собрании УФСКН по Забайкальскому краю руководитель кадрового подразделения краевого УМВД полковник полиции Юрий Противень говорил, что сотрудникам, не рекомендованным подразделением собственной безопасности, будет отказано в приеме на службу, но при этом письменного отказа экс-сотрудники ФСКН не получат. Вскоре «Иванову» и его коллегам выдали трудовые книжки, в которых значилось, что они уволены со службы в связи с переводом в другое ведомство. При этом в МВД их на работу так и не приняли и не выплатили им каких-либо денежных компенсаций.
В краевом МВД отказ в приеме сотрудников ФСКН на работу объяснили их «несоответствием морально-деловым и нравственным качествам», которыми должен обладать кандидат на службу в полиции.
«Указом президента не установлена обязанность органов внутренних дел принимать на службу сотрудников ФСКН без проведения установленных законодательством проверочных мероприятий. Сегодня в ведомство принято 58 бывших наркополицейских, которые по своим морально-деловым и нравственным качествам соответствуют требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу в органах внутренних дел. Кандидаты, допускавшие нарушения в области безопасности дорожного движения, имевшие нарекания по службе и в быту, на службу не принимаются», — говорится в ответе МВД по Забайкальскому краю изданию «Чита.ру».
«Иван Иванов» утверждает, что увольнение со службы обернулось для него серьезными медицинскими и финансовыми проблемами. «Я переживал в связи с невозможностью продолжать служить делу, которому я достойно посвятил свою значительную долю жизни. Из-за осознания потери работы я плохо спал и был тревожен. Не мог удовлетворять насущные потребности своей семьи и обязательство по оплате ипотечного кредита», – писал он в своем иске. Вместе со своими коллегами Иванов потребовал у суда признать отказ МВД в приеме на работу необоснованным, заставить полицейское ведомство восстановить его в должности и выплатить ему 100 тысяч рублей компенсации. «Никто, конечно, не собирается на самом деле работать с таким руководством. Они придумали себе формулировки в стиле «рыжие люди склонны к коррупции». У них в ГУВД люди с «условками» при этом работают», — говорит «Иванов».
В ходе рассмотрения исков «Иванова» и его товарищей представители расформированного ФСКН характеристики наркополицейским, решившим судиться с МВД, не давали, а решение об их трудоустройстве оставили на усмотрение суда. Представители полицейского ведомства в суде повторяли, что сотрудники расформированного ФСКН не прошли проверку ОСБ, говорит Сукачев.
«Сотрудников ФСКН уволили в июне, а в июле был принят ФЗ 305, который конкретизировал ситуацию с сотрудниками полиции, от приема и перевода на работу до пенсии. Однако все равно сотрудники полиции трактовали его в свою пользу», — рассказывает юрист. По каким именно основаниям сотрудников ФСКН не приняли на работу, представители МВД не пояснили.
По итогам разбирательства суд не нашел оснований для удовлетворения иска «Иванова». В постановлении отмечается, что прием на службу конкретного человека является правом, а не обязанностью работодателя. Аналогичные постановления были вынесены и по искам других сотрудников ФСКН. Некоторые из них планируют обжаловать решение в Забайкальском краевом суде, где, как ожидается, будут изучены материалы проверки ОСБ. По словам Сукачева, вынесенные судами решения фактически идентичны — во всех них даже не обозначено мнение прокуроров. «Мнения прокуроров нет, в решениях написано «с учетом мнения прокуроров» и все. Сотрудники ФСКН говорят, что прокуроров не видели ни разу», — отмечает юрист.
По словам «Иванова», ожидается, что Забайкальский областной суд рассмотрит жалобы его товарищей в сентябре. Даже если после суд обяжет МВД принять его на службу, задерживаться там надолго бывший наркополицейский не собирается.
«В любом случае, когда восстановлюсь, в течение года отскочу в другой регион. Иначе просто в расход пустят, подведут под статью какую-то, дай бог не уголовную, там у нас народ такой. Но будем восстанавливаться, будем идти до конца. Не у всех, конечно, нервная система крепкая, кто-то ушел работать таксистом, на стройку как-то двигаться или на зону», — резюмировал «Иванов».
Сведений об обращениях сотрудников ФСКН в суд в других регионах пока нет. Некоторые региональные управления МВД скупо отчитываются о переоформлении наркополицейских в ряды своих сотрудников. В Омске начальник нового управления по контролю за оборотом наркотиков (УКОН) Евгений Чижов сообщил, что штат из 127 человек почти укомплектован и готов бороться с наркотиками, в том числе и в интернете, где наркодилеры в последнее время проявляют себя наиболее активно. Именно поэтому, пояснил он, предпочтение при наборе сотрудников отдавалось людям с экономическим образованием и знанием IT. В Нижнем Новгороде на работу в МВД уже приняты около 400 бывших сотрудников ФМС и примерно 200 человек из ФСКН. Всего в местных управлениях ликвидированных ведомств работали 554 и 292 человека соответственно.
В Свердловской области должность главы управления по борьбе с наркотиками занял не выходец из ФСКН, а бывший заместитель управления уголовного розыска полицейского главка Владимир Молодцов. Он сообщил, что новый отдел не менее чем на 50% укомплектован сотрудниками ФСКН. «К нам перешла в полном составе оперативная служба Госнаркоконтроля. Некоторые сотрудники трудоустроены в территориальные подразделения главка. Никто не в обиде, все нашли свое место», — сообщил он. Молодцов заверил, что сотрудники сохранили свои звания, причем полиция приняла в свои ряды и вольнонаемных представителей ФСКН. Передача дел от одного ведомства другому почти завершена и новые сотрудники МВД раз в неделю изучают документы, регламентирующие деятельность полиции, в том числе и закон «О полиции», отметил глава нового управления.
Источник «Медиазоны» в правоохранительных органах Ставропольского края сообщил, что практически все сотрудники краевого ФСКН были без проблем переведены в МВД. «Начальство опасалось исков от бывших сотрудников, поэтому после проверки всех перевели, в том числе и в другие города, работать», — сказал силовик, попросивший не раскрывать его имя и место службы. По его словам, в других регионах дела могут обстоять иначе — в Москве, по его сведениям, высокопоставленным генералам ФСКН предложили перейти в МВД с понижением в звании.