Юристы «Казанского правозащитного центра» подали в Следственный комитет заявление с требованием возбудить уголовное дело по статье о халатности по факту смерти осужденного, отбывающего наказание в казанской ИК-2. Заболевший в колонии туберкулезом заключенный скончался за несколько дней до того, как суд должен был рассмотреть апелляцию прокуратуры на решение о его освобождении.
Уроженец Северной Осетии А. (фамилия пока не раскрывается в интересах следствия) был осужден по статье о применении насилия в отношении представителя власти на шесть лет лишения свободы в колонии общего режима. По версии следствия, защищая свою мать и брата, он ударил полицейского. Из-за проблем со здоровьем судья определила его для отбытия наказания в Лечебно-исправительное учреждения №1 по Татарстану, откуда осетина несколько раз в критическом состоянии переправляли на лечение и обследование в больницу для осужденных при ИК-2. В 2013 году у А., на тот момент находившегося в колонии, был выявлен туберкулез. Состояние заключенного заметно ухудшилось.
«В дальнейшем он написал ходатайство об освобождении от наказания по болезни. Администрация колонии его поддержала, видимо, предварительно намекнув ему, что он может подать ходатайство и оно будет поддержано», – рассказал «Медиазоне» юрист «Казанского правозащитного центра» Сергей Петряков.
В середине августа 2014 года Приволжский районный суд Казани удовлетворил просьбу заключенного об освобождении, получившую одобрение от администрации колонии. На тот момент ему оставалось отбыть два месяца и семь дней заключения. Однако неожиданно прокуратура внесла апелляционное представление.
«В своей жалобе прокурор указал, что своим поведением он не доказал, что исправился, а также напомнил о статье, по которой он был осужден: применение насилия в отношении представителя правоохранительных органов. Трудно сказать, какую роль сыграло это прокурорское представление, но именно оно послужило поводом для направления материалов апелляции. Как следствие, осужденный умер, не дождавшись решения», – говорит Петряков. Рассмотрение апелляции было назначено на 9 декабря, а скончался Залеев за несколько недель до этого.
По словам собеседника «Медиазоны», сейчас правозащитники добиваются возбуждения уголовного дела. При этом их претензии направлены не к прокурору, апелляция которого заставила больного заключенного задержаться в колонии, а к руководству исправительного учреждения.
«Не дожидаясь рассмотрения материалов своего дела в суде апелляционной инстанции, осужденный А. умер. При этом в ходе рассмотрения ходатайство осужденного в Приволжском районном суде Казани были установлены обстоятельства, указывающие на наличие в действиях должностных лиц сотрудников медицинской службы Управления ФСИН России по Республики Татарстан признаков преступления, предусмотренного ч.2 ст.293 УК РФ (халатность, повлекшая смерть)», – говорится в заявлении правозащитников (имеется в распоряжении «Медиазоны»).
«Смерть А. обусловлена бездействием администрации ИК-2, которая допустила заражение туберкулезом, поскольку именно в условиях принудительного содержания эта болезнь у него впервые была выявлена. Ему не оказывали надлежащего лечения. Подтверждением этому является факт его смерти», – объясняет Петряков. Как добавляет юрист, о вине администрации ИК-2 косвенно говорится и в решении суда первой инстанции об освобождении А.: судья постановил, что возможность оказания квалифицированной медицинской помощи в колонии отсутствовала.
Летом 2012 года больница для осужденных при ИК-2 уже привлекала внимание правозащитников. Тогда члены республиканской общественной наблюдательной комиссии выяснили, что одного из осужденных, отбывающих наказание в ИК-2, насильно перевели в психиатрическое отделение больницы и на протяжении нескольких недель заставляли принимать нейролептики. Проведя проверку, прокурор объявил выговор тогдашнему начальнику медучреждения, заместителю начальника колонии по лечебно-профилактической работе Марине Подольской.